Что будет если перепутать клеммы аккумулятора

Перепутал клеммы при установке или прикуривание аккумулятора

Для современных автомобилей эта проблема неактуальна – пространство под капотом настолько тесное, что и правильным-то образом клеммы на аккумулятор надевать не удобно. Однако человек на то и человек, чтобы иногда совершать невозможные поступки непреднамеренно. Можно купить сам аккумулятор несоответствующей полярности и поставить его на место старого. При прикуривании риск неправильно подключить клеммы аккумулятора есть у всех машин, в темноте или при спешке бывает и не такое.

Последствия неправильного подключения аккумулятора

Сразу развеем миф о том, что «задом наперед» подключенный аккумулятор запускает двигатель в обратную сторону. Начнем со стартера: если статор с обмоткой, а не с постоянными магнитами, то при переполюсовке направление тока изменится одновременно и в статоре, и в роторе, стартер начнет вращаться в ту же сторону, что и раньше. Вспомните о коллекторных двигателях электродрелей, болгарок и другого инструмента – они работают на переменном токе, направление которого меняется постоянно.

Стартер с постоянными магнитами на статоре действительно начнет вращаться в другом направлении, но двигатель провернуть не сможет. Бендикс не даст передать усилие в «неправильную» сторону, для того он и предназначен.

Даже если бы Вы и умудрились раскрутить мотор в обратном направлении, четырехтактный мотор при этом начинает забирать воздух из выпускного коллектора, а выбрасывать отработавшие газы во впускной. Так что ни карбюраторный, ни инжекторный двигатель так не завести, разве что дизель с механическим ТНВД запустится.

Если водитель перепутал полярность аккумулятора при установке, то одним из самых серьезных последствий будет то, что однозначно пострадает генератор. Посмотрите на схему его диодного моста (на примере простейшей «жигулевской» схемы):

Полупроводниковый диод – это элемент с односторонней проводимостью, не зря его символическое изображение похоже на стрелку. В направлении этой «стрелки» он проводит ток, в обратном – нет. Когда аккумулятор подключен правильно, то, пока генератор не работает (напряжение на его обмотках меньше, чем напряжение аккумулятора), диоды заперты – для аккумулятора генератор нагрузка, потребляющая несколько миллиампер из-за наличия в диодах небольшого обратного тока.

Если перепутать клеммы на аккумуляторе, то диоды в мосте откроются, и аккумулятор окажется замкнут через них. Это приведет к перегреву диодного моста и выходу диодов из строя с характерным запахом и хлопком из-за разрушения их корпусов.

Cгоревший диодный мост генератора

А вот для бортовой электроники переполюсовка вредна не всегда. Любое электронное устройство, если его не собирали на уроках труда китайские дети, имеет защиту от переполюсовки. Реализуется она просто с помощью тех же диодов: тут они открыты при «правильном» подключении, а при «неправильном» отрезают нагрузку от бортовой сети. Однако диоды по цепи питания редко используются в мощных потребителях тока – магнитолах и усилителях. А в них есть крайне уязвимые для переполюсовки элементы – электролитические конденсаторы, устанавливаемые для сглаживания пульсаций напряжения как раз в цепях питания.

Электролитические конденсаторы имеют высокую удельную емкость, поэтому популярны в электронике. Но их слабое место – это работа только при определенной полярности напряжения на обкладках, при переполюсовке происходит нагрев, обильное газовыделение (конденсатор вздувается), затем – взрыв. Чем больше емкость и габариты конденсатора, тем все это сильнее – если конденсатор на несколько микрофарад слегка щелкнет, то «банки» на тысячи микрофарад, применяемые в усилителях, взрываются.

Вышедшие из строя конденсаторы

И множество реле в проводке может издать тот же звук, что и диоды в мосте генератора. Дело в том, что в обмотках электромагнитных реле при отключении напряжения возникает резкий выброс напряжения, имеющего обратную полярность относительно источника питания. Для устранения вредного влияния таких импульсов на работу чувствительной электроники принято использовать диоды, подключаемые в обратном направлении. Пока на обмотку подано напряжение из бортовой сети, диод заперт, а при размыкании обмотки он открывается импульсом индуктивного выброса и гасит его. При переполюсовке аккумулятора такие диоды перегорят.

Короткие замыкания в сети

Что будет, если замкнуть клеммы аккумулятора? Учитывая способность стартерных аккумуляторов кратковременно отдавать ток в сотни ампер, предмет, замыкающий клеммы (например, случайно попавший между «плюсом» и кузовом автомобиля гаечный ключ), расплавится. Более массивные металлические предметы способны намертво привариться к клеммам или кузову, высаживая батарею «в ноль». В группе риска – автомобили, где аккумулятор установлен в багажнике – не стоит небрежно бросать туда ключи или буксировочные проушины, неизвестно, куда они попадут под действием тряски при езде.

Читайте также:  Конвейерные ролики типы, размеры, ГОСТ, усройство

Замыкание аккумулятора при попадание постороннего предмета

Поскольку подобные замыкания происходят скрытно от владельца (случайно упавший при ремонте ключ можно хотя бы сразу увидеть), то они наиболее опасны – высока вероятность воспламенения в багажнике.

При подобных замыканиях возможны проблемы с бортовой электроникой. Штатные предпусковые обогреватели на немецких автомобилях после такого блокируются, и их работоспособность восстанавливается только после принудительной разблокировки с диагностического сканера.

Автомобили с CAN-проводкой чувствительны к скачкам напряжения питания. Есть риск появления спорадических ошибок в памяти контроллеров.

Неправильное прикуривание

Если водитель перепутал клеммы аккумулятора при прикуривании, то происходит следующее: мы получаем две последовательно соединенных батареи, выходы которых замкнуты накоротко. Получаем короткое замыкание уже под напряжением в 24 вольта. Подавляющее большинство продающихся в магазинах комплектов проводов, у которых сечение жил и так недостаточно, при этом моментально сгорит, оставив на руках незадачливого водителя ожоги. Если же провода с достаточным сечением, то перед перегоранием они успеют нагреться.

Поэтому всегда проверяйте правильность подсоединения проводов. Если у заводских комплектов хотя бы есть цветовая маркировка, то самодельные провода чаще нарезаются из одного куска и по цветам не отличаются. Пометить их можно цветной изолентой на «крокодилах» — это снизит риск неправильного подключения.

Первыми соединяются «плюсовые» клеммы – сначала «крокодил» крепится на прикуриваемом аккумуляторе, затем на прикуривающем. Масса подключается в обратном направлении – сначала на прикуривающем аккумуляторе. Таким образом цепь замыкается на последнем шаге на прикуриваемом автомобиле.

Так как правильно отсоединять клеммы аккумулятора не менее важно, порядок отключения тоже строго определен. Первой отключается масса, после этого любые манипуляции с проводами не будут давать риск короткого замыкания.

Помните, что прикуривание для бортовой электроники – это нештатная ситуация, создающая повышенную нагрузку на генератор, чрезмерные скачки напряжения в сети прикуриваемого автомобиля во время вращения стартера.

Видео: Что будет если перепутать полярность на клеммах аккамулятора? Что произойдёт? Как устронить?

Переполюсовка

Аккумуляторные источники тока являются химическими источниками многоразового действия. Их работа основана на обратимых химических процессах, по-разному протекающих при заряде и разряде. Поскольку химические составляющие не обладают абсолютной чистотой, и реакции достаточно сложны, то в процессе работы происходит изменение первичного состава элементов, и аккумулятор уже не в состоянии обеспечить первоначальную емкость.

Конструкция и принцип работы

Свинцовые аккумуляторные батареи во время работы используют реакцию между свинцом и серной кислотой. Состав пластин анода и катода отличается:

  • Анод – диоксид свинца PbO2;
  • Катод – губчатый свинец (для увеличения эффективной площади).

В процессе разряда происходят реакции веществ катода и анода. На обоих электродах образуются соединения свинца с электролитом (водным раствором серной кислоты). В результате образования сульфата свинца количество серной кислоты в растворе падает, его плотность уменьшается.

Во время заряда происходит обратная реакция, в результате чего на аноде образуется диоксид свинца, а на катоде – свинец. Кислотный остаток переходит в раствор, и его плотность повышается.

В идеальном случае подобные реакции могут происходить бесконечно, но в силу различных факторов с течением времени емкость аккумулятора снижается, поскольку реакции происходят не полностью.

Причины естественной переполюсовки

В результате регулярных глубоких разрядов, при работе при высокой температуре происходит отложение крупных кристаллов сульфата свинца, которые не полностью участвуют в химических реакциях из-за своих размеров. Со временем количество таких кристаллов возрастает, и емкость аккумулятора падает. Такой процесс называется сульфатацией.

Сульфатация – это основная причина снижения емкости аккумулятора, повышения внутреннего сопротивления. Крупные кристаллы сульфатов разрушают материал пластин, что приводит к их осыпанию и межэлектродному замыканию. В конечном итоге аккумулятор полностью приходит в негодность.

В определенный момент на одном из электродов количество сульфата свинца может превысить норму, и произойдет смена полярности, то есть при измерении остаточного напряжения на аноде образуется минус, а на катоде – плюс. Такое явление называется переполюсовка аккумулятора.

Во время заряда такого аккумулятора в начальный момент времени происходит устранение переполюсовки, затем начинается сам процесс заряда.

Специфика переполюсовки аккумулятора

Способ переполюсовки заключается в том, что анод и катод батареи меняются местами. Таким образом, процессы заряда и разряда меняются местами. Из положительных качеств этого явления следует отметить то, что в работу вступают вещества пластин, ранее не работавшие. Это позволяет использовать переполюсовку аккумулятора для восстановления емкости.

Зарядка аккумулятора переполюсовкой

Увеличение емкости аккумулятора со сменой полярности – крайняя мера, к которой можно прибегать только в случае острой необходимости. Используя инверсию полярности, можно частично восстанавливать емкость полностью засульфатированной АКБ.

Важно! Никто из производителей не даст гарантию на срок и надежность работы переполюсованной батареи.

Чем опасна переполюсовка при прикуривании

При потере емкости аккумулятора, особенно в зимний период, часто прибегают к «прикуриванию», когда севшая батарея подключается при помощи удлинительных проводов к иному авто с нормальным аккумулятором. Происходят частичное восстановление емкости и запуск двигателя.

Читайте также:  Скрученный пробег – как проверить и узнать

Если при глубоком разряде произошла самопроизвольная переполюсовка, то АКБ двух автомобилей оказываются включены встречно, что чревато выходом из строя исправной батареи из-за резкого увеличения разрядного тока.

Важно! При наличии полного разряда необходимо проверить наличие переполюсовки вольтметром. Автомобиль с неисправным аккумулятором «прикуривать» нельзя.

Как сделать переполюсовку аккумулятору

Для выполнения переполюсовки необходимо выполнить зарядку, изменив полярность, то есть, подключив положительный полюс зарядного устройства к катоду аккумулятора, а отрицательный (землю или массу) – к аноду.

Так как изменение переполюсовка АКБ – крайняя мера, то наиболее важным является соблюдение правил техники безопасности, поскольку о сохранности аккумулятора речь уже не идет.

Обратите внимание! Переполюсовке подлежат только те устройства, у которых ухудшение характеристик произошло более-менее одинаково во всех банках. Неравномерное изменение плотности электролита или усиленное кипение в одной из банок говорит о коротком замыкании или обрыве. Такие батареи нет смысла восстанавливать, поскольку вероятность нормализации близка к нулю.

Порядок действий при процедуре смены полярности следующий:

  1. Полностью разрядить батарею при помощи нагрузки. В качестве нагрузки можно использовать 12-и-вольтовую автомобильную лампу. В качестве гарантированной меры после окончания разряда нужно замкнуть между собой клеммы АКБ на некоторое время. Проверку напряжения выполняют, используя магнитный или цифровой вольтметр.

Важно! Нельзя замыкать клеммы у не полностью разряженной батареи. Велика вероятность осыпания активной массы пластин.

  1. Выровнять плотность и уровень электролита.
  2. Подключить зарядное устройство с обратной полярностью и выставить ток не более 2-3 А, так как при реакции смены полярности возможен сильный нагрев.
  3. Об окончании заряда свидетельствует кипение электролита.

Обратите внимание! Кипение – это жаргонное выражение. На самом деле на электродах выделяются кислород и водород в результате электрохимического разложения воды.

Советы по переполюсовке своими руками

Перед планированием работы следует помнить, что невозможно восстановить автомобильный аккумулятор со следующими признаками:

  • Короткое замыкание в одной или нескольких банках;
  • Обрыв пластин;
  • Мутный электролит (свидетельство осыпания активной массы);
  • Большой размер плотности электролита.

Прежде, чем приступать к экспериментам с батареей, нужно попытаться восстановить ее работоспособность классическим способом: провести цикл заряд-разряд несколько раз подряд. Только если эта мера не дает положительный результат, и устранение сульфатации не произошло, то можно выполнить переполюсовку.

Для выравнивания плотности используют дистиллированную воду, но, если плотность мала только в одной банке, то туда можно долить аккумуляторный электролит.

Важно! При достижении положительного результата необходимо надежно промаркировать клеммы, поскольку последствие неправильного подключения – выход из строя электрооборудования автомобиля, что во много раз дороже нового аккумулятора.

Переполюсовка АКБ – крайне вынужденная мера, к которой можно прибегать только в случае невозможности установки новой батареи. Нельзя гарантировать долгую работу восстановленного устройства, при первой возможности обязательно заменить его.

Видео

Прямая и обратная полярность аккумулятора: в чем разница и как определить

Основной функцией автомобильного аккумулятора (акб) является запуск двигателя. В нормальных условиях потраченная энергия восполняется генератором, сразу после пуска мотора. Таким образом, происходит автоматическая подзарядка, не требующая внешнего вмешательства. Если заряда не хватает для запуска двигателя, выполняют зарядку от внешнего источника питания. При этом учитывают, что бывает обратная и прямая полярность аккумулятора, определяющая схему подключения клемм.

Важно! Работать с акб можно только в проветриваемом помещении и в защитных перчатках.

Для подзарядки используют зарядные устройства или аккумуляторную батарею другого автомобиля. Аккумулятор по возможности извлекают, отсоединив клеммы заземления и питания. Корпус очищают от загрязнений и при помощи визуального осмотра оценивают уровень электролита и определяют полярность акб. Проверить уровень электролита можно лишь в негерметичных батареях, на корпусе которых есть специальные отверстия с крышками. Если произошло вытекание электролита через трещины, акб считается непригодной для использования и ее потребуется заменить.

Что такое полярность аккумулятора и как она определяется

Обратная и прямая полярность аккумулятора

На корпусе аккумуляторной батареи автомобиля расположены два токовыводящих элемента, к которым подключаются клеммы зарядного устройства или электрической цепи автомобиля. Маркировка контактов «+» и «-» – это обозначение полярности аккумулятора. Она присутствует и на клеммах зарядных приборов, что является подсказкой для правильного подключения.

Всегда соединяется плюс к плюсу, а минус только к минусу.

И зарядка аккумулятора обратной полярностью отличается лишь расположением токовыводящих контактов на корпусе.
Чтобы не ошибиться, поставьте акб лицевой стороной к себе. Переднюю часть можно определить по присутствию информационных надписей и наклеек. Если «+» будет расположен слева, а «-» справа – полярность прямая. Если знаки расположены наоборот – перед вами обратная полярность автомобильного аккумулятора.
Каждая модель акб имеет определенную маркировку, последняя буква или цифра которой указывает на полярность аккумулятора (прямая или обратная). Как определить на практике:
Обратная маркируется цифрой «0», буквой «R» или сокращением «о.п.»
Прямая обозначается цифрой «1», буквой «L» или «п.п.»
Пример расшифровки маркировки тюменского аккумулятора обратной полярности:
Модель Asia6СТ50LR
6 – количество аккумуляторов в общей батарее;
СТ – стартерная;
50 – номинальная емкость;
L – залитая;
R – обратной европейской полярности.
Помимо «+» и «-», маркировка клемм автомобиля может иметь следующие обозначения:
«POS» или «P» – положительная;
«NEG» или «N» – отрицательная.
Если вам встретился термин европейская полярность аккумулятора, помните, что это обратная схема. В маркировке на корпусе акб она может отмечаться как «е». При прямой полярности такое обозначение просто будет отсутствовать. Многие европейские модели батарей имеют различные диаметры токовыводящих контактов. Положительные больше, чем отрицательные.

Читайте также:  VLC Does Not Support UNDF Format (Fix it in 2 Minutes)

Практические отличия прямой и обратной полярности аккумулятора

Зарядка аккумулятора от аккумулятора другого авто

Чтобы понять, насколько важно определить полярность аккумулятора автомобиля, необходимо знать о последствиях. Так, когда выполняют запуск двигателя от другого автомобиля (прикуривание), неверное подключение провоцирует короткое замыкание, что через несколько минут переходит в фазу пожара. А потому, при возникновении искрения, провода экстренно размыкают.
В ситуации, когда автомобилист перепутал полярность при зарядке аккумулятора зарядным устройством, последнее (если оно некачественное) может сгореть. В акб может произойти переплюсовка – смена полярности. Плюсовой контакт станет минусом, а минусовой – плюсом. Устранить эту неполадку просто:

  • Полностью разрядите акб.
  • Зарядите его с правильным расположением полюсов.

Технология зарядки акб

После того, как установлено, какая полярность у аккумулятора, переходят к выбору режима зарядки. Он устанавливается на зарядном устройстве.

Их существует три:

  1. Метод постоянного напряжения (14,6-15 В) – применяется для герметичных батарей, конструкция которых не позволяет проверить или изменить уровень электролита. В этом режиме напряжение выдерживается постоянным, а ток уменьшается, реагируя на возрастающее внутреннее сопротивление акб.
  2. Зарядка постоянным током – самый распространенный способ. Предельный ток заряда акб равен 10% ее емкости (при емкости 50 Ah ток должен быть 5 А). В таком режиме выполняется зарядка до напряжения 14,4 В. Далее, вплоть до полной зарядки, ток уменьшают вдвое (5% емкости батареи). Если зарядное устройство не позволяет точно установить нужный режим, выбирается ближайший в меньшую сторону. При этом время полного восстановления увеличится, но это будет более щадящим, чем быстрая зарядка высокими токами.
  3. Комбинированный способ – используется в автоматических зарядных устройствах, не требующих участия человека. Метод состоит из двух этапов: вначале энергия восполняется постоянным напряжением, а затем постоянным током.

Зарядка аккумулятора от зарядного устройства

Для аккумуляторов прямой и обратной полярности никакой разницы в выборе режима зарядки нет. Значение имеет только правильность подключения: вначале плюс соединяется с плюсом, затем минус с минусом. После этого включается зарядное устройство. Отключают в обратном порядке.
Чтобы зарядить акб от другого автомобиля необходимо соединить при помощи проводов с клеммами типа “крокодил” плюсы батарей (красный провод), а затем минусы (черный провод). Даже если в одной машине обратная, а в другой прямая полярность аккумулятора, помните, что это лишь такое конструктивное отличие расположения контактов. После подключения двигатель заряжающего автомобиля запускают на время до десяти минут, а затем глушат. Далее проверяют заряжаемую батарею и при необходимости повторяют процесс.

Почему акб не заряжается и что можно сделать

Средний срок службы акб около шести лет. Постепенно скорость разрядки увеличивается, а эффективность зарядки снижается. Причина этого – сульфатация пластин или скапливание на пластинах отложений сульфата. Он образуется в процессе химической реакции взаимодействия серной кислоты (электролита), свинца и диоксида свинца (материалы из которых изготовлены пластины). Теоретически при зарядке акб этот процесс должен быть полностью обратим, однако на практике сульфат не возвращается полностью в исходное состояние. Устранить эту проблему позволяет десульфатация аккумулятора сменой полярности или переполюсовка.
Для этого акб полностью разряжают, а затем выполняют зарядку, подключив минус к плюсу, а плюс к минусу. В итоге расположение зарядов на контактах меняется, что значит обратная полярность аккумулятора станет прямой.

Переполюсовка позволяет восстановить до 70% емкости батареи.

Однако, это может быть неудобно, поскольку при отсутствии владельца автомобиля, будет не понятно – как узнать полярность восстановленного аккумулятора. Для решения этой проблемы, если акб изначально хорошего качества (низкокачественный просто сгорит), можно сразу выполнить обратную переполюсовку, восстановив до 80% емкости.

Ссылка на основную публикацию
Что будет если в бензобак насыпать соль последствия и опасность; АвтоНоватор
Как быстро убить двигатель автомобиля Добрый день. Сегодня я расскажу, как быстро убить двигатель автомобиля. Данная статья не совсем обычная...
Через сколько выходит алкоголь из организма
Когда из организма полностью алкоголь выходит и как это ускорить; ; ОПТИМИСТ Алкоголь, попадая в организм человека, через некоторое время...
Через сколько менять свечи зажигания на солярисе
Замена свечей зажигания Хендай Солярис инструкция, установка, проверка В регламенте проведения работ производителем предусмотрена замена свечей в Hyundai Solaris после...
Что будет если залить бензин в дизельный двигатель Легкие шаги по спасению Автоблог
Что будет если дизельный двигатель заправить бензином и наоборот… Ошибка на АЗС не всегда может привести к ремонту двигателя. Перепутал...
Adblock detector