Что такое ABS в автомобиле, принцип работы и описание возможных неисправностей АБС

Антиблокировочная система АБС автомобиля

Антиблокировочная система тормозов (ABS, англ. — Antiblock Brake System) предотвращает блокировку колес, не допускает юза при торможении. Благодаря работе АБС автомобиль сохраняет устойчивость движения и остается управляемым в критических ситуациях.

Общий принцип действия ABS прост: датчики контролируют вращение колес и скорость автомобиля. Если колесо неподвижно, а машина движется, это означает блокировку, и в тормозную систему поступает сигнал: уменьшить давление в тормозном механизме заблокированного колеса. Чем чаще в АБС происходит цикл «торможение-контроль-растормаживание», тем лучше.

Современные системы имеют частоту срабатывания 20 и более Гц, то есть «проверяют» колеса 20 и более раз в секунду. Водитель ощущает работу АБС в виде толчков или вибрации на педали тормоза.

Следует признать, что в некоторых условиях АБС может увеличить тормозной путь, но это скорее исключение, чем правило. К тому же главная задача системы АБС — сохранение заданной водителем траектории движения, что часто бывает очень полезно. Кстати, в Европе на тяжелых грузовиках, прицепах и автобусах наличие АБС обязательно.

Для наибольшей точности работы следует иметь на каждое колесо по датчику и каналу управления, однако до сих пор на легковых автомобилях встречаются системы, в которых ради удешевления на колесах задней оси используется один канал.

Что такое антиблокировочная система и принцип работы

АБС – это электрогидравлическая система, предназначена предотвращать блокирование колес при резком торможении на любом покрытии дорог, способствует уменьшению тормозного пути. Сейчас ABS обязательная функция, устанавливается на все современные автомобили, без исключения.

ЗАЧЕМ НУЖНА ABS?

Ситуация: автомобиль на скользкой дороге резко тормозит, в случае отсутствия ABS, автомобиль моментально заносит из-за блокировки всех колес. Также, попытка повернуть при торможении приведет к тому, что авто продолжит двигаться прямо. При блокировке всех колес сцепление с дорогой отсутствует, а значит автомобиль будет себя вести непредсказуемо.

Антиблокировочная система решила глобальную проблему, которая до сих пор спасает миллионы жизней – берет на себя управление торможением, правильно распределяет тормозные усилия по колесам, предотвращая блокирование.

Очередное важное назначение антиблокировочный системы – равномерное торможение на неоднородном покрытии Пример: авто, при торможении попадает левой стороной в лужу или проезжает лед, правая сторона на сухом покрытии, при нажатии на педаль тормоза правая сторона затормозит эффективнее, что повлечет за собой неконтролируемый занос. Если бы машина была оснащена ABS, то при торможении на разном покрытии, машина не сошла с колеи, продолжая равномерное движение.

Устройство АБС

Система состоит из следующих компонентов:

  • гидроблок (он же блок ABS) – исполнительное устройство, включающее в себя электромагнитные клапаны (на впуск и выпуск), кулачковый насос, гидроаккумуляторы и демпферы;
  • блок управления (обычно интегрирован в насос) – обеспечивает правильную команду на исполнительное устройство за счет полученных данных от датчиков вращения колес;
  • датчик вращения колес – устройство на основе электромагнита, считывающее скорость колеса в режиме реального времени. Полученные данные отправляет на блок управления ABS;
  • зубчатое кольцо – металлическая шестерня с зубьями, установленная на ступице или наружном ШРУСе, позволяет считывать вращение колесного диска.
Читайте также:  Неисправности автокондиционеров быстрый уход фреона, поломки компрессора и других элементов

Процесс торможение управляется электромагнитными клапанами (по клапану на контур). Гидроаккумулятор своевременно сбрасывает давление с контура, в него поступает тормозная жидкость с открытого клапана. Далее в ход вступает кулачковый насос, откачивающий жидкость в бачок главного тормозного цилиндра, именно поэтому при нажатии на педаль тормоза ощущаются толчки.

Принцип работы АБС

Работает ABS по системе трех циклов:

  • 1-й цикл – увеличение давления (нажатие на педаль тормоза). Процесс торможения происходит при нормальном давлении, впускные клапана в открытом состоянии, выпускные закрыты. При интенсивном замедлении колеса впускной клапан закрывается и система переходит в следующий цикл;
  • 2-й цикл – удержание давления. Здесь главный тормозной цилиндр не участвует в работе, весь процесс на себя берет ABS.Исполнительное устройство блока ABS поддерживает стабильное давление между тормозным суппортом. Блок управления продолжает контролировать вращение колес, и при уменьшении скорости система “стравливает” давлением через открытый выпускной клапан;
  • 3-й цикл – сброс давления. Выпускной клапан находится в открытом положении, жидкость поступает в гидроаккумуляторы, после обратно в бачок ГТЦ. Если скорость вращения колеса повышается, что выпускной клапан закрывается – процесс повторяется с 1 цикла снова.

Цикл работы ABS продолжается пока не завершится торможение, длительность 6 циклов 1 секунда.

Типы антиблокировочных систем

Первое поколение антиблокировочной системы появилось в 1970 году. Это разработка фирмы Bosch получила название ABS-1. Из-за множества аналоговых компонентов, гидромеханическое устройство не отличалось надежностью. Спустя 8 лет появилось второе поколение – ABS-2. Новое устройство стало в разы эффективнее и качественнее. Тогда блок АБС весил почти 6.5 кг!

Очередное поколение сделало ставку на увеличении эффективности при уменьшении габаритов. В 1980 году выпустили блок ABS-2E, количество компонентов уменьшилось до 50 деталей, а массу до 4.9 кг. В 1996 году ABS-5.3 “похудел” до 2.6 кг, количество компонентов уменьшилось вдвое. 8-е поколение образца 2003 года стало весить 1.5 кг, кол-во деталей – 16. Совершенный модуль ABS представляет собой компактное устройство с интегрированным блоком управления, весит не более 1100 гр.

Сейчас антиблокировочные системы интегрируются с антибуксом, EBD (распределение тормозных усилий) и Brake assistant.

Эффективность работы АБС

Система ABS более 40 лет доказывает свою эффективность. Помимо того, что сокращается тормозной путь при прямолинейном движении, торможение на крутых поворотах также сопровождается более эффективным торможением без заноса. В условиях современного движения автомобилей рекомендуется приобретать машину только с ABS, особенно новичкам.

Где ABS малоэффективна:

  • на гравии и в сугробах;
  • разный рисунок протектора;
  • движение на летней резине зимой;
  • неоднородное дорожное покрытие.

Какие бывают неисправности

Система ABS довольно надежная, неисправности касаются лишь нескольких деталей: выходит из строя датчик АБС из-за обрыва проводов, лопаются зубчатые кольца, крайне редко выходит сам блок ABS из-за попадания стружки в систему. При любой неисправности на щитке приборов высветится “ABS”, понадобится электронная диагностика. Сам блок управления не ремонтопригоден, не каждый электрик берется за пайку платы.

Читайте также:  Характеристики Тойота Приус отзывы владельцев, недостатки и плюсы

Если система вышла из строя – ездить с такой неисправностью запрещается, в крайнем случае применяйте торможение короткими и частыми нажатиями на педаль тормоза.

Преимущества и недостатки системы

  • меньший тормозной путь;
  • удержание ТС в колее;
  • вывод авто из заноса и недопущение такового.
  • ранние версии ABS могут вести себя непредсказуемо;
  • на гравии тормозной путь больше, чем без АБС.

Система АБС автомобиля — все, что нужно знать

АБС уже давно стала жизненно-важным элементом в комплексе безопасности каждого нового автомобиля, на порядок повышая эффективность торможения. И сегодня мы попытаемся рассказать вам почему…

Одним из самых важных изобретений в автоиндустрии, без сомнения, является антиблокировочная система, известная также как АБС или ABS (anti-lock brakes system). Говоря простым языком, система АБС с помощью электроники определяет и предотвращает блокирование колеса автомобиля при торможении, сохраняя контроль водителя над ним, поскольку рулевое управление при активной АБС функционирует в штатном режиме.

Уже с 1970 года эту без преувеличения чудодейственную систему начали ставить на ряд новых автомобилей, а с 2004 года каждое производимое в Европе новое авто по закону обязано иметь АБС.

История АБС

Да, сама идея неблокируемых тормозов появилась довольно довно, а в 50-х годах XX века появились ее первые полностью рабочие образцы, правда применялись они в авиастроении — это была разработка Maxaret английской компании Dunlop. Данная система на базе гидравлики помогала сократить тормозной путь приземлившихся самолетов, причем, даже на обледенелой посадочной полосе с явлением блокировки колес было практически покончено. Попутно решен вопрос со спусканием и даже взрывом камер. Совсем немного времени понадобилось инженерам для того, чтобы понять — эта система может принести пользу и автомобилям!

Самым первым автомобилем с системой ABS был спорткар Jensen FF 1966 года. К слову, эта модель первой в своем классе получила и полный привод. В качестве атиблокировочной системы использовалась уже знакомая нам Maxaret, которая хотя и помогала сократить тормозной путь, но ее гидравлика для автомобилестроения явно была не лучшим выбором. Плюс, чересчур экстравагантный и дорогой спорткар даже для автомобилей своего класса продавался из рук вон плохо, так что в тот момент о популяризаии АБС говорить не приходилось.

Бурное развитие электроники в 70- 80-х годах прошлого века позволило таким компаниям как Chrysler, General Motors и Bosch серьезно усовершенствовать технологию АБС. Уже в 1985 году модель Ford Scorpio стала первым автомобилем, который имел АБС во всех комплектациях в качестве базового оборудования. Далее технология продолжала распространяться головокружительными темпами, добралась до мотоциклов и вот, в 2004 году стала необходимой по закону для всех новых продаваемых в Евросоюзе авто.

Как работают тормоза с АБС?

АБС — это контролируемая электроникой тормозная система, которая работает по принципу, похожему на технику прерывистого торможения, однако, гораздо более эффективно. Техникой прерывистого (или импульсного) торможения пользуются водители на автомобилях, не оснащенных АБС. Принцип прерывистого торможения состоит в частом нажатии и отпускании водителем педали тормоза. Это помогает не только быстрее остановиться, но и сохранит управляемость автомобиля (сцепление каждого колеса отличается и если все они резко перестанут вращаться, то траектория движения автомобиля не будет прямой).

Читайте также:  Жидкостные отопители Webasto

Система АБС с помощью электронных датчиков определяет какое из колес под тормозным усилием вращается медленнее других — это означает, что колесо уже заблокировалось или же вот-вот заблокируется. Тогда в действие вступает ослабляющий поршень, который снижает тормозное усилие, прикладываемое к колесу, до тех пор, пока скорость его вращения не выровняется со скоростью других колес. Естественно, блокировке тут же может вновь подвергнуться любое другое или это же колесо, тогда процесс повторяется вновь.

Как видите, принцип действительно аналогичен импульсному торможению с той лишь разницей, что электроника точно знает какое колесо и на сколько отстает, и свое действие ослабления производит именно с запаздывающим колесом, а не со всеми сразу. Плюс, замеры и действие АБС может происходить множество раз за одну секунду, чего человеческая нога сделать не в состоянии (лишь пара раз в секунду). Если вы сильно нажмете на тормоза, то почувствуете как педаль вибрирует под ногой — это работает система АБС вашего автомобиля.

Конечно, такой продвинутой АБС была не всегда — более ранние версии не имели датчиков на каждом из колес и ограничивались одним (на ведущей оси), двумя (на двух осях) или тремя (два на колесах ведущей оси и один на ведомой оси).

Преимущества АБС

Эффективность тормозной системы с АБС сложно переоценить. К примеру, на асфальте автомобиль с АБС остановится гораздо раньше, чем машина без этой системы, даже если за рулем второго авто будет сидеть опытный водитель, давно практикующий импульсное торможение.

Вторым преимуществом является полное сохранение рулевого управления даже при максимальных тормозных усилиях, приложенных к колесам. У тормозящего автомобиля с заблокированными колесами нет никакой возможности скорректировать направление движения, поскольку руль просто не будет функционировать и автомобиль будет продолжать двигаться в том направлении, которое определено изначальным вектором и изменено разной величиной силы трения под разными колесами (машина может сорваться в занос и вращение).

Недостатки АБС

Есть ли таковые вообще? Обязательно, и о них необходимо знать. Так, если под колесами рыхлая поверхность с изначально плохим сцеплением (грязь, снег и т.п.), то вмешательство системы АБС может только помешать. Вы будете пытаться остановиться, но АБС сразу же начнетослаблять тормозное усилие, словно вы и не жмете на тормоз. То есть, электроника не сократит, а наоборот увеличит тормозной путь.

В случае торможения на рыхлых поверхностях заблокировавшиеся колеса более эффективны, поскольку они начнут зарываться в нее и в итоге остановят автомобиль довольно быстро. Именно поэтому многие настоящие внедорожники имеют специальный режим «off-road» в котором чувствительность и вмешательство системы АБС в работу тормозом минимально или она вообще отключается.

Если АБС автомобиля неисправна — на приборном щитке начинает мигать оранжевая лампочка. Возможно, у вашего авто повреждены датчики АБС или блокирующие/ослабляющие цилиндры. Такое случается довольно редко, поскольку современные системы АБС очень надежны, но, все же, иногда и они выходят из строя и требуют незамедлительного ремонта.

Ссылка на основную публикацию
Что означает знак молоточки на автобусной полосе
Дорожный знак 9 До сих пор, говоря о знаках дополнительной информации (или табличках), мы отмечали вводимые ими ограничения или дополнения,...
Что лучше ГУР или ЭУР Достоинства и недостатки
Что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля, чем различаются Рулевое управление современного автомобиля устроено достаточно сложно. Это объясняется тем, что в...
Что лучше Датсун он до или Гранта Сравнение моделей
Datsun On-Do - отзывы владельцев, плюсы и минусы Датсун Он-До Ответы (15) Стоит если только вы желаете купить улучшенный вариант...
Что означает значок «Тойота» — несколько версий
Что обозначают значки на приборной панели Тойота; Автозапчасти для иномарок, ремонт авто Заводские браки никто не отменял. Некоторые значения на...
Adblock detector