Что такое антифриз,для чего он нужен и какие виды существуют АВТОМАШИНЫ

Чем отличается тосол от антифриза основные отличия, преимущества и недостатки охлаждающих жидкостей

Любой автовладелец хочет, чтобы его транспортное средство прослужило как можно дольше. Для этого прислушиваются, как звучит двигатель, заправляют авто только на проверенных заправках, приобретают качественные расходные материалы.

Начинающий автолюбитель допускает множество ошибок, подбирая средство для улучшения работы авто. Одна из проблем – незнание, чем антифриз отличается от тосола. Многие и вовсе полагают, что это однотипные охлаждающие жидкости. Так ли это – об этом и пойдет речь в статье.

  1. Чем отличается тосол от антифриза
  2. Виды
  3. Характеристики и свойства
  4. Состав
  5. Области применения
  6. Срок службы
  7. Преимущества и недостатки жидкостей
  8. На что обратить внимание при выборе

Чем отличается тосол от антифриза

Оба продукта – охлаждающие жидкости, которые заливают в систему охлаждения двигателя с целью его исправной работы при любых температурах. Главное свойство таких жидкостей – их температура замерзания куда ниже, чем у воды. Но есть у них и отличия, о которых полезно будет знать.

Антифриз – общее название любых охлаждающих жидкостей, независимо от времени и места выпуска.

Тосол – аналог, только выпущенный в СССР. В те времена ему не было замены, поэтому название торговой марки стало нарицательным и тосолом называли любые охлаждающие жидкости, как отечественные, так и зарубежные. Вообще, ТОСОЛ – аббревиатура «технология органического синтеза отдельной лаборатории».

В автомобильной индустрии используют эти виды антифризов:

  • G Гибридный вид, имеющий зеленый цвет. Обеспечивает защиту от коррозии, сохраняет целостность патрубков системы, обволакивая стенки защитной пленкой. Применяется для легковых автомобилей и деталей из алюминия;
  • G Органическое средство красного цвета. Защитная пленка образуется только в тех местах, где появилась ржавчина. Применим для двигателей грузового транспорта. Продлевает срок службы латунных и медных деталей;
  • G Наиболее экологически чистый продукт, имеющий оранжевый цвет. Применяя его, охлаждают автомобильные и мотоциклетные двигатели.

Тосол, как и антифриз, тоже бывает нескольких видов:

  • А – готовое к использованию средство;
  • М – модернизированное, с дополнительными компонентами в составе;
  • К – концентрат, из которого своими руками делают охлаждающую жидкость.

После буквенного обозначения идут цифры – это температура замерзания охлаждающего средства. При этом, название может быть любым. Например, «Нева». Тосол предназначен для систем охлаждения отечественных автомобилей.

Характеристики и свойства

Тосол на поверхности металлических деталей образует защитную пленку, толщиной не больше 0,5 мм. Но такая защита имеет низкую теплоотдачу, что приводит к увеличению расхода топлива и быстрому износу двигателя.

В его состав включены неорганические соли, из-за которых со временем может засориться радиатор. Предельная рабочая температура тосола, до достижения которой сохраняются его свойства, составляет +105 градусов Цельсия.

Антифриз – охлаждающая жидкость, образующая защитный слой только в тех местах, которые подвержены коррозии. Так как остальной металл ничем не покрывается, это не приводит к нарушению теплопередачи.

В составе – органические соли, поэтому осадок в ходе эксплуатации не образуется. Температура закипания составляет +115 градусов. Цвет антифриза не имеет значения – это краситель, который не сказывается на возможностях жидкости.

Состав

Основа изготовления тосола – этиленгликоль, глицерин, триэтиленгликоль или их смесь. Конечный состав зависит от производителя, но в него также входят вода, красители и ингибиторы коррозии. Присадки – соли неорганических кислот (фосфаты, силикаты, нитраты, нитриты).

Буквенное обозначение G12

Основа антифриза – аналогичные антизамерзатели, только присадки применяются органические. Современная жидкость («Лобрид», с буквенным обозначением G12++) изготавливается на основе пропиленгликоля, как более экологичного вещества.

Разница между охлаждающими жидкостями – ценность присадок.

Органические лучше, так как благоприятно сказываются на антикавитационных, антикоррозийных и антипенных свойствах.

Области применения

Выпускается множество разных «незамерзаек», поэтому, подобрать жидкость для машины любой марки, отечественной или зарубежной – задача не сложная.

Что до антифризов:

  • G Средство, аналогичное тосолу, подходящее для автомобилей до 1996 года выпуска. Для современных авто не подходит, так как ухудшает охлаждение двигателя;
  • G Выбор для высокооборотистого, теплонагруженного транспорта;
  • G12+. Для современных машин;
  • G Для форсированных двигателей (спортивные автомобили, мотоциклы), работающих с максимальными нагрузками.

Производители незамерзающих жидкостей не рекомендуют пользоваться тосолом, ввиду того, что он содержит неорганические присадки, воздействующие на работоспособность двигателя.

Поэтому, такой хладагент выбирают те, кто ездит на старых машинах, как правило, отечественных, где нет смысла лелеять уже «уставший» двигатель.

Срок службы

Тосол – минеральная «незамерзайка», способная прослужить 50000 км (2 года). Органический антифриз служит дольше – 250000 км (5 лет).

В паспорте к жидкости указывается, сколько на ней можно проехать. Но, если средство изменило цвет или вовсе обесцветилось, значит, его защитные свойства утрачены, и пора делать замену.

Неприятный запах говорит о том же. В ходе замены, перед тем как залить в бачок новую жидкость, систему охлаждения промывают специальными средствами и водой.

Преимущества и недостатки жидкостей

Зарубежные антифризы и отечественные тосолы изготавливаются по одной технологии. Но, по мнению экспертов, первые куда качественнее.

  • с охлаждением двигателя лучше справляется антифриз. В тосоле содержатся вещества, защищающие мотор от коррозии. После попадая в систему, средство создает на металлических стенках защитный слой толщиной до 0,5 мм. Но, вместе с защитой от ржавчины снижается теплоотдача. В результате двигатель работает при повышенных температурах, что приводит к увеличению расхода топлива и более быстрому износу. Антифриз создает защитную пленку только в тех местах, где развилась коррозия, поэтому теплоотдача сохраняется на положенном уровне;
  • антифриз не требует частой замены. Его свойства сохраняются в течение 100 – 250 тысяч км пробега. В легковых автомобилях заменять хладагент следует каждые 5 лет. Тосол, даже самые мощные его виды, приходит в негодность после 40000 км пробега. Необходимость замены – 1 раз в 2 года;
  • антифриз лучше защищает алюминиевые детали. В составе классических тосолов нет присадок, которые бы обеспечивали сохранность металлических элементов;
  • с антифризом водяной насос дольше служит;
  • свойства антифриза стабильны. Использование стандартного тосола приводит к образованию геля, который негативно сказывается на работе двигателя, засоряя радиатор;
  • у антифризов более широкие температурные диапазоны применения.

Жидкость, не соответствующая нормам, способна навредить автомобилю.

На что обратить внимание при выборе

Выбирая охлаждающую жидкость, в первую очередь учитывают температуру замерзания. Антикоррозийные соединения, присутствующие в составе, также важны.

Смешивать несколько «незамерзаек» нельзя

В техническом паспорте автомобиля указано, какие жидкости для него подходят лучше всего. Есть уже готовые средства, а есть концентраты, разводимые своими руками.

Читайте также:  Доработки печки на Ниве 21213

Смешивать несколько «незамерзаек» нельзя. При замене систему очищают от предыдущей. Температура замерзания выбираемого средства должна быть на 10 градусов ниже, чем минимальная температура в регионе. Упаковка должна быть качественной, без переклеенных этикеток.

Проверяют жидкость и на способность пениться – после встряхивания емкости, незамерзайка должна осесть за 3 секунды.

По каким параметрам отличаются вещества:

  • температура кипения и замерзания;
  • смазывающие свойства;
  • антикоррозийные качества.

Конечную ценность того или иного продукта определяют отталкиваясь от этих свойств.

Окончательное решение о применении того или иного охлаждающего средства зависит только от автовладельца. В первую очередь ориентируются на рекомендации автопроизводителя. Далее – читают состав и условия использования. Принципиальной разницы между антифризом и тосолом нет, различаются только присадки, которые определяют область применения.

Какой антифриз выбрать:
дешевый или дорогой?

Состав правильного антифриза не зависит от производителя — это всегда вода, гликоль и антикоррозионные присадки. Как солод, хмель и вода в правильном немецком пиве. Поэтому глядя на витрину многие задаются вопросом: какой антифриз выбрать и стоит ли переплачивать за красивую упаковку?

Заранее предупреждаем: мы не специалисты по части создания самого дешевого антифриза. Также в статье не будет рейтинга антифризных брендов. Но мы знаем на молекулярном уровне, из чего складывается разница в цене. И предлагаем самостоятельно разобраться, какой антифриз выбрать в вашем случае. Необязательно дорогой.

Давайте разложим по полочкам: вода, гликоль, присадки.

Такие стандарты, как ГОСТ 6709-72 и ASTM D1193 Type III, регламентируют показатели воды, очищенной от минеральных солей и других механических примесей. Только очищенную, дистиллированную / деионизированную воду рекомендуется применять при изготовлении или разбавлении концентрата антифриза. Если концентрат разбавлен жесткой водой, то при нагреве жидкости до рабочих температур на металлических деталях системы охлаждения могут появиться накипь или налет.

Методы очистки воды

Дистилляция, то есть выпаривание — наиболее распространенный метод очистки воды для изготовления охлаждающих жидкостей. Но не стоит путать дистиллированную воду с очищенной: выпаривание не всегда очищает воду до необходимой степени.

Помимо дистилляции существуют другие технологии: обратный осмос, механические фильтры, ионный обмен. Наиболее продвинутые предприятия используют многоступенчатые установки подготовки воды, то есть несколько технологий сразу.

Вернемся к вопросу стоимости на примере питьевой воды: проверенные бренды стоят дороже. Это не значит, что вода от местного производителя хуже, чем вода известной марки. Может быть, даже наоборот. Но мы платим за стабильность качества. Вода от известного производителя — неизменно высокого качества. Независимо от магазина и места, где её продают.

Уверены ли вы в качестве воды в вашем антифризе?

ГЛИКОЛЬ

90 % автомобильных антифризов сделаны на основе моноэтиленгликоля (МЭГ). При разбавлении водой в правильной концентрации МЭГ защищает двигатель от перегрева и охлаждения. К каким уловкам прибегают недобросовестные производители антифриза?

  • Неправильная концентрация антифриза
  • Переработанный этиленгликоль
  • Метанол и глицерин вместо этиленгликоля

Неправильная концентрация антифриза

Доверяйте проверенным производителям, которые готовят антифриз с помощью промышленных дозаторов. Убедитесь, что вы достаточно хорошо подготовлены для разбавления концентрата водой, если делаете это в бытовых условиях. Если «не долить» или «перелить» этиленгликоля — антифриз будет недостаточно «хладостойким». Температурная зависимость здесь нелинейная и больше — не значит лучше. Также при избыточной концентрации гликоля возможны проблемы с защитным действием присадок и с производительностью водяного насоса.

Переработанный этиленгликоль

В процессе эксплуатации антифриз загрязняется абразивными частицами, выпадающими в осадок присадками, распадается на гликолевую и муравьиную кислоты, загрязняется маслом. Пока что не существует такой технологии переработки, которая устраняет сразу все эти проблемы.

Очистить «бывший в употреблении» этиленгликоль до состояния нового, неперерабоатанного, невозможно. Но некоторые производители используют восстановленное сырье для производства новых антифризов. Такое «вторсырье» гарантированно будет содержать посторонние примеси, что видно даже при сравнении цвета нового и переработанного антифриза.

Поведение и срок службы антифриза на основе переработанного этиленгликоля предсказать сложно, так как неизвестно чем и в каком количестве он был загрязнен «в прошлой жизни».

Мы не хороним эту перспективную технологию. Возможно, в будущем из переработанного этиленгликоля будут производить дешевый и качественный продукт. Более того, мы рекомендуем сдавать отработанный антифриз в специальные пункты приема или на предприятия, которые занимаются его переработкой: рабочая жидкость на базе восстановленного этиленгликоля служит отличным решением для неприхотливых промышленных систем охлаждения и подогрева, когда требуется простой и недорогой теплоноситель.

Мы не рекомендуем использовать антифризы на основе переработанного этиленгликоля в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Охлаждающая жидкость в автомобиле отводит тепло от экстремально нагретых поверхностей и циркулирует по тонким каналам из алюминиевых и других чувствительных сплавов. Сомнительному переработанному этиленгликолю здесь не место. Остерегайтесь антифризов с подозрительно низким ценником — возможно, производитель сэкономил на МЭГ.

Метанол и глицерин вместо этиленгликоля

Метиловый спирт + глицерин вместо этиленгликоля – это альтернативная технология, главная цель которой – произвести самый дешевый продукт. У этиленгликолевых антифризов за многие годы применения сложилась международная система стандартов, методов испытаний и классификации. У метанола и глицерина таких стандартов нет. Более того, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 11.07.2007 N 47 использование метилового спирта в средствах по уходу за автотранспортом запрещено. Не исключено, что пытаясь сэкономить на основе, производитель может также экономить на качестве воды и присадках.

«Неправильные» антифризы опасны как для человека, так и для техники. При испарении глицерина выделяется акролеин — ядовитое вещество, которое поражает слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Метанол смертельно опасен при приеме внутрь — но едва ли кто-то будет дегустировать антифриз. А вот горючесть паров метанола — причина реальных случаев возгорания (сигарета или ремонт с использованием открытого огня).

Главная проблема «запрещенных веществ» для техники: антифризы на основе метанола и глицерина закипают при температурах ниже 100 °С. Если при движении в штатном режиме (на трассе, без остановок) двигатель дополнительно охлаждается потоком воздуха, то в тяжелых условиях (пробки или форсированные двигатели с высокой теплоотдачей) метанольный антифриз легко закипает. Кипение приводит к кавитации и разрушению системы охлаждения двигателя. Не говоря о том, что такое «чудо» постоянно придётся доливать из-за потерь на испарение.

Внимательно читайте состав. Изучите описание и отзывы на продукт. Доверяйте производителям с хорошей репутацией и не заливайте антифризы на основе метанола и глицерина, даже если случилась непредвиденная ситуация.

ПРИСАДКИ

Без присадок антифриз — не антифриз, а всего лишь водно-гликолевый раствор (ВГР). Такой раствор служит лишь основной для производства охлаждающих жидкостей и теплоносителей. Но задачи автомобильного антифриза шире и «условия работы» у него гораздо сложнее. Присадки в антифризе защищают от коррозии, ржавления, гидродинамической кавитации, протечек и других проблем в условиях очень высоких температур и в агрессивной среде. Антифриз без защитных присадок неизбежно приведет к поломке двигателя и деталей системы охлаждения.

Без защитных присадок антифриз не антифриз, а всего лишь водно-гликолевый раствор

Читайте также:  Как снять печку на чери амулет

В рамках краткой статьи невозможно рассказать обо всех видах и сочетаниях присадок, которые добавляют в современные антифризы. Вместо научного обзора предлагаем вашему вниманию 3 вопроса, на которые нам, как производителям антифриза, часто приходится отвечать:

Стоимость антифриза зависит от количества присадок?
На стоимость антифриза влияет качество, а не количество присадок

В недорогом силикатном антифризе удельный вес присадок будет значительно больше, чем в карбоксилатном. Странно получается: в старом-добром ТОСОЛе присадок больше чем в брендированном антифризе с надписью ОАТ, а стоит он в разы дешевле. Почему?

На стоимость влияет то, насколько сложно синтезировать то или иное соединение. А также засекреченные инновационные технологии производителей — это уже надбавка за интеллектуальную собственность.

Если говорить про современные ОАТ-антифризы, то присадки в них «умные». Они не покрывают тонким слоем охлаждающие каналы, как ТОСОЛ. Современные присадки находятся в системе во взвешенном состоянии и избирательно «лечат» очаги коррозии. Как результат: требуется меньше присадок, но их срок службы выше. Дополнительный бонус ОАТ-присадок: улучшенный теплообмен.

Принцип действия минеральных присадок (слева) в сравнении с органическими присадками (справа)

Чем больше концентрация, тем лучше?
Не советуем сильно увеличивать концентрацию

Иногда мы сталкиваемся с «мастерами», которые мыслят так: «Антифриз можно лить любой. Главное, заливайте концентрат – в нём присадок больше!» Действительно, если воды меньше, чем собственно антифриза — то и присадок внутри системы больше. Но повышение концентрации этиленгликоля выше 60–70% приводит к тому, что вязкий, насыщенный гликолем антифриз начинает хуже циркулировать (прокачиваться) в системе, а присадки выпадают в осадок и снижают КПД охлаждающей жидкости. При увеличении концентрации выше 70% падает также устойчивость антифриза к низким температурам.

Концентрация антифриза — это вообще не про присадки, а про температуру замерзания. Для большинства регионов России пропорция 1:1 (этиленгликоль : вода) позволит без проблем заводиться зимой. Раствор более 70 % этиленгликоля приведет к непредсказуемым последствиям. Не стоит переплачивать за увеличенную концентрацию.

Какой антифриз выбрать?
Рекомендованный производителем

Производитель автомобиля уже всё предусмотрел: какой металл используется в водяном насосе, головке блока цилиндров, какой материал у шлангов и уплотнительных деталей, какую среду эти металлы образуют с охлаждающей жидкостью и какие присадки наиболее эффективны для этой среды. Исходя из этого ОЕМ могут рекомендовать различные типы антифризом: с нитритами, с фосфатами, или без нитритов, без силикатов и так далее.

Изучите официальные допуски. Если производитель пишет что-то вроде «подходит обычный антифриз, соответствующий современным требованиям» — значит карты в руки, можно из разнообразия антифризов выбирать примерно любой. Только качественный. Если информации от производителя автомобиля нет — изучите описания или этикетки производителя антифриза (об этом ниже).

Состав присадок отвечает на типичный вопрос: «как долго ходит?» Срок службы классического ТОСОЛа — 2 года, а у современных антифризов норма — 5, 8 и даже 10 лет активной эксплуатации. Если у вас современный автомобиль, большие пробеги и вы долго планируете пользоваться транспортным средством — есть смысл доплатить за антифризы класса ОАТ. Стоимость даже самого дорогого антифриза в разы дешевле, чем стоимость ремонта системы охлаждения.

Какой антифриз выбрать?
Стандарты ASTM

Итак, правильный антифриз — это

  • непереработанный этиленгликоль;
  • очищенная вода в правильной концентрации;
  • качественные присадки.

Но какую марку, какой антифриз выбрать?

Наша статья — не рекламная, а обучающая. Мы не хотим вам навязывать тот или иной продукт. Мы предлагаем верить не купленным обзорам в интернете, а протоколам эксплуатационных испытаний.

Несмотря на разные торговые марки, видов антифриза не так много. И все эти виды — регламентированы стандартами и допусками производителей оригинального оборудования (ОЕМ). Стандарты и допуски являются удостоверением, что продукт изготовлен из качественного сырья и прошел эксплуатационные испытания.

Наиболее авторитетные в области производства антифризов стандарты — это спецификации ASTM. Спецификации ASTM регламентируют состав и набор эксплуатационных испытаний для автомобильных охлаждающих жидкостей. Мы предлагаем запомнить три ключевых стандарта ASTM: D3306, D4985, D6210 .

ASTM D3306

Антифриз, изготовленный по традиционной формуле. Такой антифриз находит применение в технике старых образцов и автомобилях, произведенных в 2000-х годах и старше.

ASTM D4985

Следующий в иерархии стандартов ASTM. Состав антифриза по ASTM D4985 может быть разным, но в любом случае он служит дольше и подходит для современного оборудования.

ASTM D6210 (Fully Formulated Coolant, FFC)

Наиболее «суровый» на сегодняшний день стандарт. ASTM D6210 описывает требования к антифризу для мощных дизельных двигателей, которые отличаются большой теплоемкостью. Не требует дополнительных присадок.

Каждый более высокий по рангу стандарт ASTM превосходит требования предыдущего, т. е. стандарт D6210 автоматически соответствует требованиям стандартов D3306 и D4985.

Если разбираться в стандартах ASTM сложно, то производитель транспортного средства уже сделал это за вас. И даже провёл собственные испытания антифризов. Поэтому самый простой способ убедиться в том, что антифриз можно заливать — допуски производителя оборудования. И в обратном порядке: производитель может рекомендовать не конкретную марку, а определенный класс антифриза по ASTM. Например, ASTM D6210 для тяжело нагруженных дизельных двигателей — «золотой стандарт» для производителей грузовиков и спецтехники.

Антифриз может быть дорогим и дешевым, более или менее технологичным, но главное в другом: он должен быть изготовлен из качественного сырья и совместим с вашим оборудованием. Доказательством может служить правильный состав антифриза и соответствие стандарту ASTM. Антифриз какой марки выбрать? Доверяйте брендам с проверенной репутацией, которые поставляют антифризы на сборочные конвейеры и получили допуски ОЕМ.

Всё об антифризах

Основная задача антифриза – понизить температуру замерзания охлаждающей жидкости. Жидкости, используемые в современных антифризах – это этиленгликоль и пропиленгликоль. Чаще всего в автомобильных антифризах используются продукты этиленгликоля, потому что они дешевле, чем продукты пропиленгликоля. Тем не менее, в некоторые случаях, требуется меньше токсичных продуктов охлаждающей жидкости и это привело к использованию пропиленгликоля. Сравнительные свойства примерно одинаковы для этиленгликоля и пропиленгликоля и приведены ниже. Свойства чистой воды показаны для сравнения.

Таблица — Свойства этиленгликолевого, пропиленгликолевого антифриза против воды

Свойства Этиленгликоль (в процентах по объему) Пропилен гликоль (в процентах по объему) Чистая H2O
Концентрация гликоля 40 50 60 40
Удельный вес, 16 °C 1.062 1.076 1.088 1.038 1.0
Температура замерзания °C -24 -37 -52 -21
Точка кипения °C при атмосферном давлении 106 108 111 104 100

Дополнительные эксплуатационные характеристики охлаждающей жидкости, на которые влияет использование антифриза – это точка кипения и паровое давление. Антифриз снижает паровое давление, что благотворно сказывается на уменьшении точечной коррозии в результате кавитации. Это особенно важно для двигателей с мокрыми гильзами.

50/50 смесь антифриза и воды обеспечивает оптимальные температуры кипения и замерзания для защиты двигателей. Антифриз в концентрации, превышающей 60 % не рекомендуется использоваться, кроме как в арктическом климате, так как это увеличивает возможность формирования геля в охлаждающей системе, что приводит к выпадению силикатов из раствора. Тем не менее, концентрация антифриза менее чем 40 % увеличивает вероятность замерзания охлаждающей жидкости, количество присадок в такой жидкости недостаточно для защиты от коррозии и кавитации. Таким образом, практически все ведущие производители двигателей, рекомендует диапазон содержания антифриза от 40 до 60 %.

Не рекомендуется использование безводных охлаждающих жидкостей (охлаждающие жидкости, не содержащие воды). Эти охлаждающие жидкости имеют худшие свойства теплообмена, которые могут привести к повышенной температуре двигателя. Высокая температура двигателя может вызвать разжижение смазки и стать причиной износа.

Требования к качеству воды

При необходимости разбавления антифризов, необходимо применять дистиллированную воду. Если дистиллированной воды нет, качество используемой воды должно соответствовать всем требованиям, перечисленным ниже. Повышенный уровень кальция и магния способствуют возникновению проблемы накипи, а избыточный уровень хлоридов и сульфатов может стать причиной коррозии системы охлаждения. В случае применения водопроводной или природной воды, уровни содержания в ней включений, не должны превышать указанных пределов для использования в системах охлаждения.

Таблица – Требования к качеству воды

Вещество Максимально допустимый уровень
Кальций, магний (жесткость) 170 частей на миллион (как CaCO3)
Хлориды 40 частей на миллион (как Cl)
Сульфаты 100 частей на миллион (как SO4)

Значения рН охлаждающей жидкости имеют нормальный диапазон от 8,5 до 10,5.

Охлаждающая жидкость с рН более 11 становиться щелочной, вызывает коррозию алюминия и сплавов меди, способствует образованию накипи. Охлаждающая жидкость с рН ниже 8 становиться кислотной, вызывает коррозию алюминия и черных металлов, увеличивает скорость истощения присадок.

Состав антифриза.

Концентрат антифриза / охлаждающей жидкости состоит примерно из следующих компонентов:

  • от 93% до 95% этиленгликоля или пропиленгликоля
  • от 2% до 5% пакета присадок
  • от 1% до 3% процентов воды

Гликоль присутствует для снижения температуры замерзания и повышения температуры кипения охлаждающей жидкости. Небольшое количество воды либо содержится в используемых добавках, или добавляется для лучшего смешивания продуктов. Она позволяет присадкам лучше растворяться в гликоле и предотвращает выпадению осадка во время хранения.

Присадки, используемые при производстве охлаждающих жидкостей, имеют основное влияние на конечное качество антифриза, его свойства и срок эксплуатации. Очень важно качество самих компонентов пакета присадок, правильность и полнота их подбора, выполнение технологических процессов смешения. В дешевых охлаждающих жидкостях эти условия часто не выполняются.

Градация присадок по выполняемым функциям.

Буферные присадки:

Присадки или химические вещества — фосфаты, бораты, или соли органических кислот.

Эффект — поддержание надлежащего рН, нейтрализация кислых материалов, которые попадают в охлаждающую жидкость.

Ингибиторы коррозии:

Присадки или химические вещества — нитраты, силикаты, меркаптобензотиазол (добавка для защиты желтого металла), толилтриазол (добавка для защиты желтого металла), и соли органических кислот.

Эффект — предотвращение коррозии различных металлов системы охлаждения.

Антикавитационные присадки:

Присадки или химические вещества — нитриты и молибдаты.

Преимущества и эффект — особенно эффективны при кавитации чугуна, защита от коррозии.

Пеногасители:

Присадки или химические вещества — Полигликоли и силиконы.

Эффект — предотвращение образования устойчивой пены, которая может привести к проблемам с отдачей тепла / коррозией.

Контроль отложений и окалины:

Присадки или химические вещества — фосфонаты и водорастворимые полимеры, такие как полиакрилаты.

Эффект — Предотвращает накопление окалины или отложений на поверхности теплоотдачи.

Антиобрастание:

Присадки или химические вещества — поверхностно-активные вещества / моющие средства с низким пенообразованием.

Эффект — предотвращение накопления нефтепродуктов и грязи, которые блокируют отдачу тепла и способствуют коррозии.

Градация антифризов по технологии производства.

Охлаждающие жидкости классифицируются как «обычные», «гибридные», или «с использование технологии органических кислот (ТОК)», в зависимости от того, насколько много органических кислот используется в пакете присадок охлаждающей жидкости.

  1. Обычные (неорганические) — Пакет присадок состоит преимущественно из соединений неорганического типа (силикаты, бораты, фосфаты, нитриты и др.)
  2. Гибридные — Пакет присадок содержит смесь компонентов органических и неорганических кислот (ТОК + силикаты, нитриты).
  3. Технология органических кислот (ТОК) – в пакет присадок входят от 75 до 90 процентов органических кислот. Что такое органические кислоты? Прежде всего, химическое вещество классифицируется как органическое, если оно содержит элемент углерод в своей структуре. На самом деле это соли органических кислот натрия или калия, используемые в качестве ингибиторов коррозии и буфера в охлаждающей жидкости двигателя.

При соблюдении в процессе производства антифризов всех технологических моментов (качество и количество компонентов пакета присадок, правильность и полнота их подбора), антифризы, произведённые по всем перечисленным технологиям, будут нормально выполнять свои функции. Антифризы произведённые с применением присадок (ТОК), имеют больший срок службы, но в последнее время, производители начали добавлять в них неорганические компоненты (силикаты для лучшей защиты эластомеров и нитриты для лучшей защиты от кавитации).

По результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.

Неисправности, связанные с применением некачественных антифризов.

За последние годы Российские автомобилисты осознали важность использования при обслуживании своей техники качественных расходных материалов и масел. К сожалению, это утверждение не относиться к используемым охлаждающим жидкостям. Многие автомобилисты, до сих пор находятся в полной уверенности, что применение некачественного антифриза или тосола не может как-то серьёзно отразиться на работе автомобиля. Часто можно услышать такое утверждение: «Раньше вообще воду заливали и ничего…». Между тем, по результатам исследований ведущих мировых инженеров автомобилестроителей, было выявлено, что примерно 40% всех поломок двигателей, напрямую или косвенно связаны неправильным обслуживанием системы охлаждения двигателя.

Основные виды неисправностей, связанных с применением некачественных антифризов и неправильным обслуживанием системы охлаждения.

  1. Кавитация крыльчатки помпыВозможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости в системе вызванное отложениями, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения, аэрация охлаждающей жидкости.
    Возникающие проблемы: Выход из строя помпы, перегрев двигателя, незапланированные финансовые потери.
  2. Кавитация мокрой гильзы.
    Возможные причины: Отсутствие антикавитационных и антипенных присадок, повышенная рабочая температура двигателя, отсутствие давления в системе охлаждения.
    Возникающие проблемы: Заклинивание двигателя, попадание антифриза в масло, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  3. Коррозия деталей системы охлаждения двигателя.Возможные причины: Отсутствие антикоррозийных и буферных присадок или их несбалансированность, повышенный или пониженный рН охлаждающей жидкости, окисление гликоля из-за перегрева или попадания ГСМ, наличие блуждающих токов.
    Возникающие проблемы: Разрушение деталей двигателя, ухудшение теплоотвода/перегрев двигателя, нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  4. Отложения в радиаторе и других деталях системы охлаждения.Возможные причины: Применение для разбавления охлаждающей жидкости жесткой воды, чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок.
    Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.
  5. Образование силикатных гелей.Возможные причины: Чрезмерная минерализация охлаждающей жидкости, ошибки при добавлении дополнительных присадок, отсутствие стабилизаторов.
    Возникающие проблемы: Ухудшение теплоотвода/нарушение циркуляции охлаждающей жидкости/перегрев двигателя/преждевременное старение масла, заклинивание термостата, разрушение прокладок и уплотнителей, капитальный ремонт двигателя, незапланированные финансовые потери.

И вы всё ещё думаете, что экономите, используя дешевые, низкокачественные охлаждающие жидкости?

Ссылка на основную публикацию
Что такое ABS в автомобиле, принцип работы и описание возможных неисправностей АБС
Антиблокировочная система АБС автомобиля Антиблокировочная система тормозов (ABS, англ. — Antiblock Brake System) предотвращает блокировку колес, не допускает юза при...
Что означает знак молоточки на автобусной полосе
Дорожный знак 9 До сих пор, говоря о знаках дополнительной информации (или табличках), мы отмечали вводимые ими ограничения или дополнения,...
Что означает значок «Тойота» — несколько версий
Что обозначают значки на приборной панели Тойота; Автозапчасти для иномарок, ремонт авто Заводские браки никто не отменял. Некоторые значения на...
Что такое AUX в автомагнитоле (АУКС) как подключить, включить, сделать вход если его нет, блютуз ада
AUX что это в автомобиле AUX или линейный вход — это разъем, через который к автомобилю можно подключить внешний источник...
Adblock detector