Что такое «бедная смесь» Почему ТВС становится бедной и кто в этом виноват

P0171 ошибка «бедная смесь» причины, поиск неисправности и устранение Автофакты

Появление ошибки P0171 свидетельствует о том, что двигатель получает слишком мало топлива или слишком много воздуха. В результате этого топливно-воздушная смесь образуется неправильным образом, что приводит к появлению проблем.

Для правильной работы силового агрегата необходима оптимальная смесь. Стандартным считается соотношение топлива к воздуху – 1:14,7. В случае значительного отклонения от этого показателя смесь становится обогащённой (слишком много топлива) или обеднённой (слишком много воздуха). Именно слишком обеднённая смесь приводит к появлению ошибки P0171.

Симптомы неисправности

Работа двигателя на слишком бедной смеси проявляется следующими признаками:

  • значительная потеря мощности;
  • горящий индикатор Check Engine на панели приборов;
  • троение или захлебывание двигателя (нестабильная работа на холостых оборотах);
  • проблемы с запуском двигателя;
  • перегрев мотора.

Если не решать проблему с бедной смесью, увеличивается расход топлива, так как водитель вынужден сильнее давить на газ и ездить на повышенных оборотах. Со временем также может произойти повреждение каталитического нейтрализатора.

Причины появления кода неисправности P0171

Поскольку смесь может быть бедной из-за чрезмерного объема воздуха или нехватки топлива, мы рассмотрим две эти проблемы по отдельности.

Причины роста количества воздуха:

  • утечка вакуума (подсос воздуха) через магистрали, прокладки впускного коллектора, дроссельной заслонки, ДМРВ, клапан EGR, регулятор холостого хода, вакуумный усилитель тормозов и т.д.;
  • неисправность датчика массового расхода воздуха (ДМРВ);
  • неисправность датчика кислорода.

Нехватку топлива могут вызвать следующие факторы:

  • снижение производительности топливного насоса;
  • грязная сетка топливного насоса;
  • забитый топливный фильтр и форсунки;
  • неисправность регулятора давления топлива.

Поиск причины неисправности шаг за шагом

Поскольку причин может быть много, советуем сначала проверить работу датчиков с помощью диагностического прибора. Если с датчиками всё в порядке, можно переходить к замеру давления на топливной рейке. Эта процедура поможет проверить состояние топливного насоса и фильтров. Последний этап тестов – проверка герметичности вакуумных магистралей и различных прокладок. Рассмотрим эти советы более детально.

Проверка работоспособности датчиков

Очень часто ошибка P0171 появляется по причине банального загрязнения датчика массового расхода воздуха. Попадание пыли и грязи внутрь ДМРВ приводит к тому, что он уже не может быстро реагировать на изменения объема воздуха. В результате этого электронный блок управления получает неправильные данные и уменьшает количество топлива. Всё это приводит к нарушению пропорции смеси. Из-за этого и появляется код 0171. Нередко эта ошибка не приходит одна – в памяти ЭБУ сохраняются также коды P0100 и P0102, свидетельствующие о проблемах в работе датчика расхода воздуха. В таких случаях надо просто почистить ДМРВ с помощью очистителя карбюраторов или карбклинера. Если чистка не помогает, возможно, датчик придётся заменить.

Виновником может быть также лямбда-зонд, но в таком случае он будет выдавать соответствующую ошибку. Диагностика с помощью прибора покажет вам, в какую сторону «копать». Если все остальные датчики работают нормально, необходимо проверить работоспособность системы подачи топлива.

Диагностика топливной системы

Ошибка «обеднённая смесь» нередко возникает по причинам, связанным с неправильной работой системы подачи топлива. Диагностика этой системы проводится следующим образом:

  • проверить мощность топливного насоса (с помощью манометра);
  • провести тест работоспособности топливных форсунок на специальном стенде;
  • проверить топливный фильтр;
  • проверить регулятор давления топлива;
  • проверить подачу питания бензонасоса.

Если топливо подаётся без сбоев, остаётся всего одна причина – подсос воздуха.

Поиск утечки вакуума

Подсос воздуха может происходить в любом из шлангов, которые подключены к впускному коллектору двигателя. Также возможны утечки вакуума через прокладки впускного коллектора, дроссельный узел, гофру между фильтром воздуха и дроссельной заслонкой, уплотнительные колечки форсунок, регулятор холостого хода.

Уделите внимание и таким узлам как система вентиляции картера, абсорбер топливной системы, вакуумный усилитель тормозов и все шланги, которые к ним подключены. Причиной проблемы может быть даже трещина выпускного коллектора, через которую попадает лишний воздух ещё до датчика кислорода. Это также может негативно влиять на правильность формирования смеси топлива и воздуха.

Самостоятельно устраняем ошибку Р0171

Иногда автовладелец сталкивается с неполадками, причину которых установить очень непросто. Ошибка Р0171 — одна из таких неполадок. Существует масса версий относительно того, почему эта ошибка высвечивается на панели автомобиля. В этой статье мы рассмотрим наиболее известные причины возникновения ошибки Р0171 и расскажем читателю о способах её устранения.

Как выглядит ошибка Р0171 («система топливоподачи слишком бедная»)

В какой-то момент автовладелец может обнаружить, что на приборной панели его машины появилось сообщение с кодом Р0171. Это сообщение может возникнуть на любом автомобиле, если система управления двигателем в нём выполнена по стандарту Евро-2. В таких системах устанавливаются так называемые лямбда-зонды, задача которых — контролировать химический состав топливной смеси. Зонд следит, чтобы на 1 часть бензина приходилось 14 частей воздуха. Количество воздуха может отклоняться от этого числа в любую сторону, но не более, чем на 30%. Как только этот порог оказывается превышен, водитель видит на приборной панели ошибку Р0171.

Читайте также:  What is VW 4Motion What cars get it Is it worth it carwow

Причины появления

Как было указано выше, ошибка Р0171 возникает из-за бедной смеси. Это первопричина. А проблема состоит в том, что топливная смесь в современном автомобиле стандарта Евро-2 может стать бедной из-за множества самых разнообразных неполадок. Перечислить их все не представляется возможным, так что ограничимся самыми известными:

  • В датчик, учитывающий расход воздуха, попала грязь, вследствие чего учёт неверен.
  • Произошло нарушение герметичности клапана EGR, отвечающего в двигателе за утилизацию отработанных газов. Клапан начал плохо закрываться, в результате во впускной коллектор начал поступать избыточный воздух.
  • Датчик разности давлений EGR неисправен, вследствие чего через клапан EGR поступает воздуха больше, чем требуется.
  • Возникла одна или несколько вакуумных утечек.
  • В топливном насосе возникли неполадки, из-за которых его мощность снизилась в разы.
  • Топливные форсунки засорились.
  • Регулятор давления топлива утратил герметичность.
  • Неисправен датчик расхода воздуха.
  • Неисправен датчик учёта кислорода.

Все эти неполадки приводят к тому, что смесь становится бедной и двигатель не может работать стабильно даже на холостом ходу. А поскольку бедная смесь горит медленнее, мотор быстро перегревается, а машина плохо набирает скорость.

Методика устранения

Обычно она состоит из трёх больших этапов:

  • Проверка топливных датчиков.
  • Проверка топливной системы и форсунок.
  • Проверка герметичности всех шлангов и коллекторов.

Датчики

Засорившийся MAF (датчик расхода воздуха, ДМРВ) — это самая распространённая причина ошибки Р0171. На его проводах со временем скапливается пыль и грязь. В результате он не сразу реагирует на изменившийся расход воздуха. В этот датчик может попасть не только грязь. На нём могут отложиться продукты сгорания, которые с парами выходят из дроссельной заслонки и из впускного коллектора после того, как двигатель останавливается. Из-за этих паров на проводах появляется тончайший слой парафина, после чего датчик начинает посылать в систему сигнал о том, что в топливной смеси мало воздуха. Нечто подобное может случиться и с другими датчиками. Все они тщательно очищаются с помощью специального спрея для чистки электроприборов. Второй вариант решения проблемы — полная замена всех «подозрительных» датчиков новыми. Не следует забывать и о сроке службы датчиков. Они банально могут отслужить своё. Пример: датчик разности давлений рекомендуется менять через каждые 80 000 км пробега.

Герметичность

Если предыдущий пункт не помог в решении проблемы, надо проверять топливную систему на утечки. В первую очередь на предмет разгерметизации проверяется дроссельная заслонка. Затем проверяются все места, где вакуумные шланги соединяются с выпускным коллектором. Также шланги осматриваются на предмет механических повреждений, и это относится не только к впускному коллектору. Осмотреть необходимо шланги уловителя паров топлива и вентиляции картера. Правило простое: как минимум в радиусе полуметра от датчика кислорода система должна быть абсолютно герметична. Если это условие не соблюдается, датчик гарантированно будет выдавать неверные показания, приводящие к возникновению ошибки.

Топливная система

Если дошло до этого этапа, первым делом проверяются форсунки. Они снимаются и устанавливаются на специальном стенде, который позволит получить представление об их работоспособности. Потом измеряется уровень давления топлива в системе. Если оно слишком низкое, снимается и разбирается бензонасос. Он осматривается на предмет загрязнений, негерметичных прокладок и механических повреждений. Также измеряется напряжение, подаваемое на этот насос. Если ничего из этого не помогает, проверяется регулятор топливного давления. Если он в порядке, следует проверить, не засорился ли топливный фильтр. Многие из вышеозначенных задач решаются с помощью качественного автомобильного сканера, приобретением которого следует озаботиться.

Ошибка Р0171 — проблема, при устранении которой без комплексного подхода не обойтись. Часто автовладельцу для того, чтобы убрать с панели раздражающую надпись, приходится в буквальном смысле перелопатить половину автомобиля. Но увы, лучшего способа устранения этой проблемы пока никто не придумал.

Бедная смесь

Рассмотрим такое явление, как бедная смесь, ошибку Р0171 и причины, приводящие к данной проблеме. Стоит отметить, что проблема эта крайне опасна для двигателя внутреннего сгорания.

Продолжаем осваивать тему самостоятельной диагностики автомобиля, но в этой статье остановимся не на параметрах показаний диагностического сканера или адаптера, а на понятии — бедная смесь. Это пригодится в дальнейшем, при анализе переменных сканера.

Перед написанием статей, я иногда просматриваю топ-10 выдачи поисковых систем по теме будущей статьи и если эта тема уже достаточно хорошо раскрыта, тогда я отказываюсь от писанины в данном направлении и перехожу к следующей теме. Зачем писать уже написанное, правильно?

Но чаще, всё-таки, получается так, что увиденное мной не совсем стыкуется с моими убеждениями и понятиями. Это касается и вопроса — какие причины бедной смеси?

В основном это объясняют подсосом воздуха и забитостью форсунок. Логика проста — много воздуха + мало топлива = бедная смесь.

В принципе, логика верна, а вот причины какие-то стрёмненькие (в смысле не убеждающие )

Читайте также:  Замена кондиционера на климат-контроль Киа Рио

Я, допустим, никогда не видел, да и не представляю, как это, чтобы все форсунки взяли и сразу дружно забились и потеряли пропускную способность?

Обычно они это делают по очереди, как бы. И это первым делом скажется на ровной работе двигателя — он начнёт «троить». Не люблю это слово — «троит», но приходится употреблять, чтобы было понятней. А , вообще — это пропуски воспламенения в камере сгорания. Но сути это не меняет, конечно.

Поэтому выскочит ошибка Р0300 (пропуски воспламенения), но никак не Р0171 (бедная смесь)!

Да и вообще, по вине форсунок обычно вылезает ошибка Р0172 (богатая смесь), так как форсунки чаще теряют герметичность и подпускают топливо во впускной коллектор, чем забиваются.

Но это моя личная статистика и на Нобелевскую премию по теме «Статистика причин выхода форсунок из состояния полноценного функционирования» я не претендую. Но было бы не плохо…

Ладно, по поводу форсунок я высказался (вернее настучал на клавиатуре) и уложился всего в 298 слов.

Теперь пройдёмся по второй любимой всеми авторами статей в выдаче поисковых систем причине — подсос воздуха! Это просто мега причина бедной смеси на инжекторных двигателях в интернете! Причём эту причину приписывают без исключения всем автомобилям. Главное, что бы был ИНЖЕКТОРНЫЙ!

Это также, по моему мнению, огромное заблуждение. Давайте разберёмся.

В первую очередь, необходимо понять самый главный факт — ЭБУ ощущает нагрузку на двигатель по воздуху! Все процессы, происходящие в системе управления двигателем, основаны на массе воздуха, поглощаемой двигателем! Буквально всё. Это, так сказать, стартовая точка.

От массы воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, зависит масса топлива, подающаяся в эти самые цилиндры. Но не наоборот. Воздух управляет всеми процессами в системе управления двигателем. Это нужно знать. Вернее, не знать, а понимать.

Поэтому самые главные датчики в автомобиле с системой управления двигателем (в народе — инжекторный) — это датчики, следящие за расходом воздуха. От их показаний зависят все последующие действия, предпринимаемые блоком управления.

Я на своём автомобиле, отключив колодку проводов от разъёма дроссельного узла (ДПДЗ и РХХ) спокойно доеду туда, куда мне надо! Даже без показаний датчика положения дроссельной заслонки, ЭБУ будет прекрасно знать, чего я хочу от двигателя по изменениям массы воздуха, проходящего через измерительные датчики. Понятно?

А вот теперь самое главное. Автомобили делятся на два основных типа по принципу измерения этого самого воздуха:

  • с датчиком ДМРВ (датчик массового расхода воздуха)
  • с датчиком ДАД (датчик абсолютного давления во впускном коллекторе)

Способ измерения у них основан абсолютно на разных методах.

ДАД и ДМРВ

ДМРВ считает воздух, прошедший через него и подаёт сигнал блоку управления двигателем. Он может отследить только тот воздух, который прошёл через него! Естественно, если есть подсос воздуха после ДМРВ, то он его не учтёт и не сообщит об этом блоку управления. Блок управления двигателем, как честный и добросовестный девайс, будет давать команду на подачу топлива, основываясь на данные ДМРВ и, естественно, тоже проигнорирует (не увидит) этот лишний воздух.

Но это увидит лямбда зонд (датчик кислорода) и обратится к ЭБУ в такой форме:»Что ж ты делаешь, бессовестный? Я тут кислородом захлёбываюсь! Давай топлива добавляй, чтобы этот лишний кислород нейтрализовать!»

ЭБУ, как мы уже поняли, является добросовестным девайсом и, естественно, добавит топливо. Если подсос воздуха не большой, то этой коррекции (добавки топлива) хватит и лямбда зонд выпишет благодарочку ЭБУ, а автомобиль так и будет ездить с небольшой коррекцией топливоподачи.

Но если подсос воздуха значительный, тогда блоку управления не хватит параметров корректировки (обычно возможность корректировки составляет 25-30%) и тогда высветится ошибка Р0171. То есть, бедная смесь.

Это, как раз ничто иное, как бедная смесь из-за подсоса воздуха.

А что же на автомобилях с ДАД?

Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе, как видно из названия, не измеряет проходящий через него воздух, а измеряет общее давление во впускном коллекторе!

Когда дроссельная заслонка полностью открыта и на двигатель действует максимальная нагрузка, тогда давление во впускном коллекторе практически равно атмосферному, т.е. 100 кПа. А когда закрыта, то давление падает до 30 кПа на холостом ходу прогретого двигателя.

Параметр расхода воздуха в данном случае является расчетным. То есть, ЭБУ рассчитывает расход воздуха исходя из анализа поступающих данных. Самые главные из них — это показания ДАД и ДТВ (датчик температуры воздуха, поступающего в цилиндры)

Так что произойдёт, если будет подсос воздуха на автомобилях с ДАД?

При попадании лишнего воздуха в обход дроссельной заслонки, ДАД неизбежно это зафиксирует и передаст информацию блоку управления двигателем.

Улавливаете? В большинстве случаев на двигателях с ДАД неучтённого воздуха быть не может. Учитывается весь воздух, попавший во впускной коллектор. Хоть через дроссельную заслонку, хоть через что-то другое. Поэтому бедной смеси из-за подсоса воздуха на двигателях с ДАД также быть не может.

Читайте также:  Электрооборудование Ваз2107

Это в идеале. И относится к подавляющему большинству подсосов воздуха.

Но, как всегда, у каждого правила могут быть исключения. И в этом случае тоже.

Дело в том, что тут многое зависит от места подсоса. Существуют несколько мест, в которых ДАД не в состоянии полноценно зафиксировать подсос и предоставить блоку управления реальные и правдивые данные. Самые важные из них это:

  • Подсос по трубке либо по уплотнительному кольцу подключения самого ДАД. В данном случае подсос будет очень незначительным, но ДАД очень сильно на него отреагирует и значительно зависит показания. Это приведет к серьезным изменениям в работе системы управления двигателем. Хотя сам по себе этот подсос очень незначительный и влияния на работу двигателя практически не оказывает, но очень сильно влияет на показания ДАД. Простыми словами — подсос не настолько серьезный, как на него реагирует ДАД.
  • Подсосы, которые находятся возле клапанов. Это подсосы через прокладку между впускным коллектором и двигателем, а также трещины впускного коллектора в этом районе. В этом случае влияние подсоса намного серьезнее, чем об этом будет сигнализировать ДАД. Особенно это проявляется на хх и при торможении двигателем.

Поэтому проверку подсоса в этих местах лучше провести, даже если система управления двигателем построена на ДАД.

Причины бедной смеси Р0171

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, нужно в первую очередь проверить — действительно ли смесь бедная? Может ошибка Р0171 ложная?

Что, вообще, контролирует смесь? Кто нам сообщает об ошибке Р0171?

Правильно, исключительно лямбда-зонд. По его показаниям идут все топливные коррекции и, естественно, он реагирует на обогащённую или обеднённую смесь.

Но иногда его показания могут быть ложными. Вернее не ложными, а вводящими в заблуждение.

Давайте представим такую ситуацию. Как известно, на подавляющем большинстве автомобилей, лямбда-зонд находится в элементах выхлопной системы перед каталитическим нейтрализатором на некотором расстоянии от двигателя. Допустим, это «некоторое расстояние» выхлопной системы подверглось небольшому разрушению (прогорело, проржавело, подверглось механическому насилию, открутилось, прокладки потеряли герметичность и т.д.).

Так как в системе выпуска имеются пульсации, то через это повреждение будут не только прорываться выхлопные газы наружу, но и всасываться свежий воздух во внутрь и устремляться дальше по системе на встречу к нашему лямбда-зонду!

Датчик кислорода увидит этот избыток кислорода и обратится к ЭБУ с просьбой обогатить смесь. ЭБУ выполнит это желание лямбда-зонда, но, как можно догадаться, это приведёт к исчерпанию возможностей ЭБУ по регулировке и блок управления засветит ошибку Р0171, что означает — смесь бедная и я не могу решить эту проблему, поэтому решайте уже вы

Мы будем искать причины бедной смеси, а смесь на самом деле совсем не бедная

Поэтому первым делом необходимо удостовериться, что ошибка Р0171 является правдивой.

Сделать это лучше всего газоанализатором, но он валяется в гараже только у избранных.

Поэтому, самым бюджетным вариантом остаётся осмотр свечей зажигания.

Если они имеют сероватый или беловатый оттенок, значит смесь действительно бедная

А если на них сухая чёрная копоть, тогда стоит копать в сторону ошибочных показаний лямбда-зонда

Допустим, свечи свидетельствуют, что смесь действительно бедная. Что делать?

На автомобилях с ДМРВ нужно проверить подсос неучтённого воздуха во впускной коллектор. Как это можно сделать своими руками и из подручных средств можно посмотреть в материалах Как проверить подсос воздуха во впускном коллекторе и Простой дымогенератор. Также проверить сам ДМРВ и его проводку. Это касается только систем управления на основе ДМРВ.

На двигателях с системой ДАД необходимо проверить вакуумный шланг, идущий к датчику абсолютного давления на проходимость и особенно на конденсат. Также проверить и прочистить штуцер на коллекторе, к которому подключается этот самый вакуумный шланг. Система вентиляции картерных газов любит его забивать и датчик не видит реального давления в коллекторе. Ну и само собой — проверить сам датчик ДАД и особенно его проводку! Также проверить показания температуры воздуха на впуске и сам датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха и его проводку. Проверить подсос в месте соединения впускного коллектора и двигателя.

Все остальные пункты одинаковы для обеих систем, что с ДАД, что с ДМРВ:

  • Самое первое — это проверка давления топлива. После замера вопрос решится в 80% случаев. Потом останется только определить виновника низкого давления — топливный фильтр, топливный насос, трубопроводы или регулятор давления. Вот статья про давление топлива
  • проверить проводку, особенно к форсункам. Также обработать контакты форсунок и датчиков, как описано в материале Как почистить контакты
  • проверить показания температуры охлаждающей жидкости и сам датчик температуры охлаждающей жидкости и его проводку

Вот, пожалуй, пока и всё по теме бедной смеси. Единственное, что хочется добавить — эксплуатировать автомобиль на бедной смеси крайне опасно и нежелательно. Бедная смесь очень сильно повышает температуру в камере сгорания, что приводит к локальному перегреву элементов двигателя и появлению детонации!

Если есть дополнения, вопросы или поправки, тогда изъявите их в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Что означает знак молоточки на автобусной полосе
Дорожный знак 9 До сих пор, говоря о знаках дополнительной информации (или табличках), мы отмечали вводимые ими ограничения или дополнения,...
Что лучше ГУР или ЭУР Достоинства и недостатки
Что лучше гидроусилитель или электроусилитель руля, чем различаются Рулевое управление современного автомобиля устроено достаточно сложно. Это объясняется тем, что в...
Что лучше Датсун он до или Гранта Сравнение моделей
Datsun On-Do - отзывы владельцев, плюсы и минусы Датсун Он-До Ответы (15) Стоит если только вы желаете купить улучшенный вариант...
Что означает значок «Тойота» — несколько версий
Что обозначают значки на приборной панели Тойота; Автозапчасти для иномарок, ремонт авто Заводские браки никто не отменял. Некоторые значения на...
Adblock detector