Что такое катализатор и каково его значение

Автомобильный катализатор

Сервис «Замена катализатора» специализируется на ремонте, обслуживании, замене, удалении, «выбивании» катализатора, а также других услугах по улучшению работы выхлопа и всего автомобиля. У нас также можно приобрести нужные для работ запчасти. Главное наше преимущество — низкие цены!

  • Диагностика катализатора — БЕСПЛАТНО!
  • Оригинальные катализаторы – от 15.000 руб.;
  • Универсальные или неоригинальные катализаторы – от 3.200 до 17.200 руб.;
  • Спортивные катализаторы – от 6.500 руб.;
  • Дизельные катализаторы – от 8.000 руб.;
  • Установка нового катализатора – от 1.300 руб.;
  • Удаление старого – от 1.300 руб.;
  • Замена (удаление и установка) – от 2.500 руб.;
  • Подробнее в разделе —>> ЦЕНЫ.

Автомобильные катализаторы — виды и их особенности

Автомобильный катализатор (каталитический нейтрализатор) – это устройство, находящееся в выхлопной системе автомобиля для очистки выхлопных газов до норм экологичности (нормы ЕВРО). Газы, содержащиеся в автомобильном выхлопе (СО – оксид углерода, СН – углеводород, NO, NO2 – оксиды азота), ядовиты для окружающей среды и человека. Поэтому катализатор, прогоняя через себя выхлопные газы, делает их менее пагубными ввиду содержания драгоценных металлов — палладия, платины и других.

Вместе с нейтрализатором работают и кислородные датчики, которые управляют работой катализатора, определяя состав смеси, соотношения топлива и воздуха.

Автомобильные катализаторы могут быть следующих видов:

  • Оригинальный катализатор нейтрализатор непосредственно от дилера. Удовольствие это не из дешевых. Цены на него могут доходить до 250.000 рублей. Очень часто (более 90% случаев) наши клиенты отказываются от оригинального катализатора, что очень оправданно. Универсальный или неоригинальный нейтрализатор ничем не уступает оригинальной детали ни в чем.
  • Универсальный катализатор это нейтрализатор, рассчитанный на какие-то определенные характеристики автомобиля — на определенный объем двигателя, нормы ЕВРО (нормы экологичности). По типу работы и смыслу универсальный катализатор ничем не отличается от оригинального нейтрализатора. Универсальная деталь бывает как металлической, так и керамической. Металлический универсальный катализатор считается «ускорителем» работы авто, в то время как керамический катализатор более долговечный и надежный. Единственное отличие универсального катализатора от оригинального – это цена, которая в разы ниже.
  • Неоригинальный катализатор нейтрализатор, ничем не отличающийся от универсального или оригинального катализатора. Функции и срок службы такой детали такие же, как у катализаторов, перечисленных выше. Отличие составляет цена, которая намного демократичнее, нежели оригинальная деталь, где покупатель переплачивает за бренд, растаможивание и транспортировку.
  • Дизельный катализатор это каталитических элемент, предназначенный для дизельных авто. Такая деталь отличается по строению от классических и имеет сажевый фильтр. Такие нейтрализаторы не очень востребованы по сравнению с другими, поэтому не всегда имеются в наличии. Но у нас они есть всегда!
  • Спортивный катализатор нейтрализатор с большой пропускной способность, устойчивостью к нагрузкам и технологичностью. Данные катализаторы устанавливают на спортивные и гоночные авто. Цели установки такой детали – добавление мощности автомобилю (от 3% до 10% л. с.). Также стоит отметить, что такие нейтрализаторы отличаются высокими нормами Евро. Но и стоимость его обычно существенно выше, чем у аналоговых.
  • Металлический катализатор нейтрализатор, состоящий из металлов. Металлический нейтрализатор ставится на отдельные марки автомобилей, в том числе гоночные и спортивные.

Наш сервис не пользуется катализаторами из Китая! Мы заботимся о наших клиентах и устанавливаем только качественные нейтрализаторы из Японии, США и Европы.

От чего ломается автомобильный катализатор?

К сожалению, такая важная деталь автомобиля, как катализатор со временем выходит из строя, на что есть ряд причин:

  1. Некачественное топливо. Если вы регулярно «питаете» своё авто топливом плохого качества, то это рано или поздно скажется на работе вашего катализатора. После таких заправок нейтрализатор уже не подлежит ремонту. Тогда есть два пути решения этой проблемы: удаление катализатора и замена на новый или замена его на пламегаситель с обманкой.
  2. Высокая нагрузка на двигатель тоже может стать причиной разрушения катализатора. Повышая нагрузку на мотор авто, повышается нагрузка на нейтрализатор. Тогда деталь прогорает и приходит в негодность.
  3. Повышенное потребление двигателем моторного масла. При этой проблеме масло «летит» в выхлопную систему и оседает на катализаторе.
  4. Большой пробег автомобиля. К сожалению, катализатор – деталь недолговечная. И при большом сроке эксплуатации может выйти из строя, из-за длительной работы он может просто забиться, а напыление — испариться.

Если вы обнаружили признаки сломанного катализатора, то скорее обращайтесь в наш сервис «Замена катализатора«! Наши грамотные специалисты проведут бесплатную диагностику и выяснят точную причину поломки нейтрализатора!

Сервис «Замена катализатора» специализируется на ремонте, обслуживании, замене, удалении, «выбивании» катализатора, а также других услугах по улучшению работы выхлопа и всего автомобиля. У нас также можно приобрести нужные для работ запчасти. Главное наше преимущество — низкие цены!

  • Диагностика катализатора — БЕСПЛАТНО!
  • Оригинальные катализаторы – от 15.000 руб.;
  • Универсальные или неоригинальные катализаторы – от 3.200 до 17.200 руб.;
  • Спортивные катализаторы – от 6.500 руб.;
  • Дизельные катализаторы – от 8.000 руб.;
  • Установка нового катализатора – от 1.300 руб.;
  • Удаление старого – от 1.300 руб.;
  • Замена (удаление и установка) – от 2.500 руб.;
  • Подробнее в разделе —>> ЦЕНЫ.

Автомобильные катализаторы — виды и их особенности

Автомобильный катализатор (каталитический нейтрализатор) – это устройство, находящееся в выхлопной системе автомобиля для очистки выхлопных газов до норм экологичности (нормы ЕВРО). Газы, содержащиеся в автомобильном выхлопе (СО – оксид углерода, СН – углеводород, NO, NO2 – оксиды азота), ядовиты для окружающей среды и человека. Поэтому катализатор, прогоняя через себя выхлопные газы, делает их менее пагубными ввиду содержания драгоценных металлов — палладия, платины и других.

Вместе с нейтрализатором работают и кислородные датчики, которые управляют работой катализатора, определяя состав смеси, соотношения топлива и воздуха.

Автомобильные катализаторы могут быть следующих видов:

  • Оригинальный катализатор нейтрализатор непосредственно от дилера. Удовольствие это не из дешевых. Цены на него могут доходить до 250.000 рублей. Очень часто (более 90% случаев) наши клиенты отказываются от оригинального катализатора, что очень оправданно. Универсальный или неоригинальный нейтрализатор ничем не уступает оригинальной детали ни в чем.
  • Универсальный катализатор это нейтрализатор, рассчитанный на какие-то определенные характеристики автомобиля — на определенный объем двигателя, нормы ЕВРО (нормы экологичности). По типу работы и смыслу универсальный катализатор ничем не отличается от оригинального нейтрализатора. Универсальная деталь бывает как металлической, так и керамической. Металлический универсальный катализатор считается «ускорителем» работы авто, в то время как керамический катализатор более долговечный и надежный. Единственное отличие универсального катализатора от оригинального – это цена, которая в разы ниже.
  • Неоригинальный катализатор нейтрализатор, ничем не отличающийся от универсального или оригинального катализатора. Функции и срок службы такой детали такие же, как у катализаторов, перечисленных выше. Отличие составляет цена, которая намного демократичнее, нежели оригинальная деталь, где покупатель переплачивает за бренд, растаможивание и транспортировку.
  • Дизельный катализатор это каталитических элемент, предназначенный для дизельных авто. Такая деталь отличается по строению от классических и имеет сажевый фильтр. Такие нейтрализаторы не очень востребованы по сравнению с другими, поэтому не всегда имеются в наличии. Но у нас они есть всегда!
  • Спортивный катализатор нейтрализатор с большой пропускной способность, устойчивостью к нагрузкам и технологичностью. Данные катализаторы устанавливают на спортивные и гоночные авто. Цели установки такой детали – добавление мощности автомобилю (от 3% до 10% л. с.). Также стоит отметить, что такие нейтрализаторы отличаются высокими нормами Евро. Но и стоимость его обычно существенно выше, чем у аналоговых.
  • Металлический катализатор нейтрализатор, состоящий из металлов. Металлический нейтрализатор ставится на отдельные марки автомобилей, в том числе гоночные и спортивные.
Читайте также:  Реальная мощность мотора М16А 1,6л

Наш сервис не пользуется катализаторами из Китая! Мы заботимся о наших клиентах и устанавливаем только качественные нейтрализаторы из Японии, США и Европы.

От чего ломается автомобильный катализатор?

К сожалению, такая важная деталь автомобиля, как катализатор со временем выходит из строя, на что есть ряд причин:

  1. Некачественное топливо. Если вы регулярно «питаете» своё авто топливом плохого качества, то это рано или поздно скажется на работе вашего катализатора. После таких заправок нейтрализатор уже не подлежит ремонту. Тогда есть два пути решения этой проблемы: удаление катализатора и замена на новый или замена его на пламегаситель с обманкой.
  2. Высокая нагрузка на двигатель тоже может стать причиной разрушения катализатора. Повышая нагрузку на мотор авто, повышается нагрузка на нейтрализатор. Тогда деталь прогорает и приходит в негодность.
  3. Повышенное потребление двигателем моторного масла. При этой проблеме масло «летит» в выхлопную систему и оседает на катализаторе.
  4. Большой пробег автомобиля. К сожалению, катализатор – деталь недолговечная. И при большом сроке эксплуатации может выйти из строя, из-за длительной работы он может просто забиться, а напыление — испариться.

Если вы обнаружили признаки сломанного катализатора, то скорее обращайтесь в наш сервис «Замена катализатора«! Наши грамотные специалисты проведут бесплатную диагностику и выяснят точную причину поломки нейтрализатора!

Что такое катализатор в автомобиле и зачем он нужен?

Что такое катализатор?

Это компонент выхлопной системы. Роль катализатора — очистка отработанных газов до выброса в атмосферу. Его разработки начались в 1960-х годах, когда экологи озаботились состоянием воздуха.

Первые требования к уровню токсичных продуктов в автомобильных выбросах вынудили автопроизводителей задуматься об оснащении своих машин функцией снижения вредных продуктов сгорания. Уже к 1975 году автокатализатор вошел в комплект обязательного оснащения каждого производимого автомобиля.

В его основе – ячейки из керамики или металла, где стенки покрыты микрослоем из металлов с высокой химической активностью – смесью палладия с родием или иридия. Когда газы касаются этого напыления, они вступают в реакцию и становятся безопасными.

Те изделия, которыми оснащается транспорт, состоят из трех компонентов:

  • первый – соединяет оксиды азота;
  • второй – избавляется от доли несгоревшего топлива, в том числе окиси углерода;
  • третий – это датчик, на выходе анализирующий степень безопасности выхлопов и передающий эту информацию на бортовой компьютер.

Виды катализаторов

Автопроизводители оснащают свои модели тремя видами нейтрализаторов:

1. Керамические

Похожие статьи

  • Масляный автомобильный насос: устройство, принцип работы и виды
  • Сцепление автомобиля — принцип работы и устройство
  • Автомобильные цепи противоскольжения: история, установка, применение
  • Клапан EGR — что это такое и для чего он нужен

Применяются в американском и европейском автопроме и представляют собой пластины в виде сот, сделанных из керамики и покрытых драгметаллами с каталитическими качествами типа золота, палладия, платины, родия. Благодаря ячеистой конструкции они получают большую площадь соприкосновения с выхлопными газами для эффективной работы.

Стоимость такого оборудования невелика, а предельный ресурс работы достигает 100 000 км пробега, что менее надежно по сравнению с металлическими из-за деформации от даже слабого удара.

Негативную роль могут играть для керамики некачественный бензин, температурные перепады, продолжительный холостой ход, частые поездки по пересеченной местности и выбоинам, а также проникновение антифриза или масла в камеру сгорания.

Когда соты забиваются, устройство перестает производить очистку, выделяя характерный сероводородный запах. При регулярных перебоях в работе мощность силового агрегата падает, сам прибор подвергается плавлению из-за повышенной температуры и уменьшает диаметр отверстия выхлопной трубы.

2. Металлические

Такое исполнение надежнее и прочнее, редко подвергается деформациям или повреждениям. Внутри него есть покрытие, ускоряющее и улучшающее газоочистку. Долговечность и содержание ценных металлов удорожает изделие, но позволяет его выгодно продать даже после поломки.

Среди ключевых достоинств следует отметить:

  • Стойкость к неполадкам системы зажигания;
  • Устойчивость к температурным перепадам, коррозии вследствие проникновения влаги, к механическим повреждениям;
  • Долговечность.

3. Спортивные

Этот тип отличается улучшенной конструкцией, большой пропускной способностью и температурной устойчивостью. Они также изготавливаются из металла, но имеют напыление драгметаллами в 8 раз выше, чем у «соплеменников».

Спортивные варианты редко забиваются, не боятся рабочих температур 300-400 градусов выше привычных для такого оборудования и станут практичным выбором для подержанных автомобилей, которым смогут продлить срок службы двигателя.

Конструкция и функции каталитического нейтрализатора

Как уже было упомянуто, автокатализаторы – это детали выпускной системы, представляющие собой цилиндрический корпус с входным и выходным патрубками, прячущий покрытые ценными металлами ячейки-соты и помещенный позади выпускного коллектора. Если машина оснащена дизельным двигателем, дополнительно будет идти сажевый фильтр. Нередко оба элементы объединяют в единую комбинацию.

Его основная задача – нейтрализация токсических веществ в выхлопах, среди которых наибольшую опасность представляют:

  • окислы азота, выступающие причиной ядовитых кислотных дождей;
  • угарный газ, смертельно опасный при концентрации свыше 0,1%;
  • углеводороды, являющиеся частью смога.

Принцип действия катализатора

Классический трехкомпонентный катализатор работает следующим образом:

  • в процессе работы двигателя его выхлопные газы направляются внутрь керамических блоков, полностью заполняя соты,
  • покрытие из драгметаллов вызывает реакцию окисления, вынуждающую несгоревший углеводород превращаться в водяной пар, а угарный газ – в углекислый,
  • в это время родий нейтрализует оксид азота, преобразуя его в азот.

В результате этих процессов в атмосферу попадают уже очищенные, безвредные вещества.

Срок службы катализаторов

Сколько может составлять срок службы этих изделий? Производители рекомендуют менять деталь через 100 – 150 тыс. км, по истечении которых сотрудники автосервисов могут указать на износ, что подтвердит ошибка check engine.

Во многом же срок службы зависит от его вида – более надежные металлические приборы способны отходить от 150 000 до 300 000 км, тогда как керамические нуждаются в осмотре уже через 50 000 км. По истечении этого периода покрытие будет изнашиваться, а ячейки полностью забьются сажей и перестанут выполнять свои функции.

Помимо ухудшения динамики и роста расхода топлива, ремонт обойдется в большую сумму, которая вместе со стоимостью работ составит порядка 50 тысяч рублей. Даже если просто избавиться от этого оборудования, эта процедура будет стоить не менее 12 тысяч рублей.
Поэтому рекомендуется разумно расходовать ресурс, используя качественное топливо, не применять агрессивные присадки, следить за расходом масла и не подвергать его механическому воздействию.

Читайте также:  К чему снится машина, автомобиль (Сонник)

Неисправности катализатора и их причины

Среди симптомов, говорящих о неисправности прибора, можно отметить:

  • глохнущий или даже не заводящийся двигатель;
  • потеря мощности и динамики;
  • активированный сигнал CheckEngine;
  • повышенный расход топлива.

Произвести диагностику оборудования можно самостоятельно или с помощью специалистов автосервиса, осмотрев его на предмет деформации, измерив давление в выпускном коллекторе манометром, а также общее состояние – мотор-тестером.

Неполадки или поломка могут произойти вследствие подверженности высоким температурам свыше 1000 градусов и химическим реакциям, вследствие чего деталь может прогореть либо оплавиться.

Вторая по популярности причина – некачественное топливо, которое не может сгореть полностью, догорая в коллекторе или самом агрегате, засоряя ячейки и затрудняя проход воздуха. Аналогичная ситуация может произойти и с высоким расходом масла в двигателе, которое также способно активно загрязнять фильтры.

Установка неоригинальной конструкции чревата несоответствием диаметра ячеек, а, следовательно, они будут обладать более слабой пропускной способностью и засоряться в несколько раз быстрее.

Как правильно удалить катализатор и зачем это делать?

Для чего же удаляют катализатор? Если водитель примет решение удалить из машины этот фильтр, он нанесет урон окружающей среде, но избавит себя от ряда трудностей. Машина без неисправного элемента снова обретет должную мощность, избавится от чрезмерного расхода горючего, а автомобилист – от горящего оповещения о проблеме. Кроме того, не находящие выхода отработанные газы перестанут возвращаться в камеру сгорания, негативно влияя на деятельность силового агрегата.

Алгоритм удаления этого компонента из выхлопной системы выглядит следующим образом:

  1. Если диагностика и осмотр однозначно показали проблему в автокатализаторах, необходимо демонтировать выхлопную систему в месте его нахождения.
  2. Изъять внутренности путем пробивания необходимого количества отверстий перфоратором со сверлом диаметром 20-23 мм.
  3. Разрезать прибор по длине или ширине и тщательно вычистить всё содержимое. Некоторые автомобилисты в вырезанный участок вставляют гофру, убирая механическую и тепловую нагрузку на выхлопную систему.
  4. Финальным этапом станут сварочные работы, так как без содержимого наличие катализатора в выхлопной системе будет провоцировать шум от паразитных вихревых потоков и повышенную температурную нагрузку. Поэтому после удаления его часто заменяют пламегасителем, который снижает шумы и регулирует температурный режим в системе.

Промывка катализатора автомобиля своими руками

Промывка этого компонента продуктивна и способна продлить его ресурс, если:

  • процедура имеет профилактическую цель, а не решение уже возникшей проблемы;
  • имеет место начальная стадия износа, без повреждения или загрязнения ячеек;
  • если катализатор не деформирован и не оплавлен.

Промывка собственными силами или на станции техобслуживания может быть профилактическая или механическая. В первом случае компонент не снимается, во вторых вариантах предполагается демонтаж и частичная разборка прибора.

1. Профилактическая промывка

Для такой очистки используются специальные жидкости типа Hi-Gear HG3270, которые заливаются в топливный бак. Сажа будет самостоятельно выводиться из фильтра вместе с выхлопом.

2. Механическая промывка

Такая чистка требует применения компрессора, наждачной бумаги и химического средства типа ABRO, рекомендованного для работы с карбюраторами.

После демонтажа катализатора его с обеих сторон продувают компрессором под давлением в 7–9 Бар. Через патрубки ячейки заполняют чистящим средством, после чего элемент оборачивают ветошью на четверть часа. По истечении этого периода соты промываются сильным напором горячей воды, прочищаются наждачной бумагой и дополнительно продуваются компрессором. Степень давления на внешние сеточки не должна быть чрезмерной, чтобы не повредить керамику. Избавиться от загрязнений во внутренних полостях подобным методом не удастся.

Процедуру рекомендуется проводить до тех пор, пока соты не станут чистыми.

Заключение

Автомобили с ДВС в обязательном порядке оснащены выхлопной системой, а потому оказывают влияние на окружающую среду. Из-за высоких экологических требований к автотранспорту наличие нейтрализатора газов становится обязательным, хотя автомобиль может функционировать и при его отсутствии.

Что такое катализатор и в чем его секрет?

Автомобильный катализатор – прямой ответ инженеров на всё более и более строгие требования к экологической чистоте транспорта. Можно сколько угодно рассуждать о полном сгорании топлива, высчитывать параметры стехиометрической смеси топлива и воздуха, улучшать качество моторных масел, но рано или поздно наступает предел для таких улучшений. А результат всё равно не идеален: то топливо не слишком чистое, то сбоит система подачи, то свечи зажигания начинают шалить… А требования к составу выхлопа только ужесточаются.

Так были созданы системы доочистки: каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр, система дожига. Они помогли добиться того, чего так хотят защитники природы – минимального количества вредных веществ, выбрасываемых автомобилем в атмосферу. В этой статье мы приподнимем тайну и раскроем все секреты устройства и принципа работы автомобильного катализатора.

  1. Что такое катализатор и для чего он нужен?
  2. Устройство и принцип работы катализатора
  3. Классификация нейтрализаторов
  4. Неисправности катализатора, их признаки
  5. Как проверить катализатор?
  6. Полезные советы
  7. Заключение

Что такое катализатор и для чего он нужен?

Катализатор – это устройство нейтрализации вредных веществ, входящих в состав выхлопных газов. В процессе сгорания топлива образуются углеводороды CH (именно их присутствие окрашивает выхлоп в черный цвет), оксид азота NO и NO2 (он вызывает так называемые кислотные дожди) и оксид углерода CO (угарный газ, отбирающий кислород из воздуха для полного окисления). Именно с этими соединениями борются экологи.

Каталитический нейтрализатор, встроенный в выхлопную систему, проводит окислительно-восстановительную химическую реакцию, в результате которой образуются безвредные вещества азот N2, углекислый газ CO2 и вода H2O. Автокатализаторы, выполняющие нейтрализацию всех трех вредных элементов выхлопа, называют трехкомпонентными или трехступенчатыми, и именно их устанавливают в современные автомобили.

Расположение катализатора в системе выхлопа автомобиля

Для своей работы нейтрализатор не требует никаких дополнительных источников энергии, все реакции происходят благодаря активному покрытию. Однако он имеет достаточно высокую рабочую температуру, поэтому он находится за выпускным коллектором, но на таком расстоянии от двигателя, чтобы не перегреться (примерно под передним пассажирским сиденьем). Так он разогревается от раскаленных выхлопных газов и выходит на рабочий режим.

Для контроля работы катализатора (и двигателя тоже) устанавливаются датчики кислорода: один перед входом в катализатор, другой – на выходе из него. По количеству остаточного кислорода в выхлопе система ЭБУ делает выводы о режиме работы двигателя, и в случае необходимости корректирует подачу воздуха и топлива в камеры сгорания.

Устройство и принцип работы катализатора

Автокатализатор имеет довольно простое устройство.

  1. Стальной корпус с термоизолирующим слоем находится позади выпускного коллектора.
  2. Внутренний наполнитель – сотовая (сотово-трубчатая) структура, покрытая внутри активным слоем (в качестве каталитического вещества может использоваться платина, платиново-иридиевый сплав, родий, палладий). Сотовая структура позволяет повысить площадь контакта выхлопных газов с активным веществом, а значит, более эффективно провести химические реакции.
  3. Материал наполнителя – керамика или металл, в зависимости от конструкции и стоимости катализатора.

Принцип работы по своей сути простой, и подробно описан на видео, ниже.

  • Драгоценные металлы, нанесенные на внутреннюю поверхность сот катализатора, активируют процессы окисления.
  • Оксид азота NO разлагается на составляющие атомы: азот N и кислород O. Атомы азота соединяются между собой, образуя устойчивый азот N2. Кислород присоединяется к угарному газу CO и образует углекислоту CO2.
  • Захватывая остаточный кислород из выхлопных газов, катализатор расщепляет углеводороды CH, после чего углерод C соединяется с двумя молекулами кислорода, образуя всё тот же CO2, а оставшийся водород присоединяется к кислороду и получается вода H2O.
  • Остаточный кислород фиксирует лямбда-зонд на выходе из катализатора, и это дает бортовому компьютеру информацию о работе устройства.
Читайте также:  Таблетки от алкогольной зависимости без рецепта эффективные препараты от алкоголизма в аптеке без ре

В идеальных условиях автокатализатор ничего не накапливает внутри: все поступающие в него вещества покидают сотовую структуру. Однако добиться идеальных условий практически невозможно, значит, каталитический нейтрализатор со временем «деградирует» и хуже справляется со своей задачей.

Классификация нейтрализаторов

По функционалу катализаторы-нейтрализаторы делятся на двух- и трехкомпонентные.

  1. Двухкомпонентный каталитический нейтрализатор работает только с обезвреживанием угарного газа и углеводородов. Это устаревшая модель, которая уже не используется в новых автомобилях.
  2. Трехкомпонентный автокатализатор получил еще и функцию нейтрализации оксида азота. Новый вид, который быстро «взяли на вооружение» инженеры автоконцернов.

По материалу изготовления катализаторы бывают керамические, металлические и спортивные.

  1. Керамические – намного дешевле, чем их металлические аналоги, но при этом более хрупкие (удар по корпусу гарантировано разбивает дорогую сердцевину), страдают от перепадов температур (достаточно заехать с раскаленным катализатором в достаточно глубокую лужу) и страдают от сбоев в системе зажигания (детонация или позднее зажигание разрушает соты). Кроме того, керамический автокатализатор может разрушаться не сразу, а постепенно, образуя мелкую пыль. Эта керамическая пыль (очень твердая) может попасть в двигатель через выпускной коллектор и вызвать поломки, требующие капитального ремонта.
  2. Металлические – более дорогие, но и более надежные устройства, выполненные из металлической сотовой структуры, упругой и устойчивой к механическим воздействиям. Кроме того, металл не образует мелких частиц, а значит, более безопасен для двигателя.
  3. И еще одна, отдельная категория катализаторов – спортивные. Так называют устройства с повышенной пропускной способностью, благодаря которой двигатель прибавляет несколько процентов мощности. Спортивные автокатализаторы устанавливаются в прямоточные выхлопные системы и считаются самыми надежными, хоть и самыми дорогими.

Неисправности катализатора, их признаки

В нормальном, «европейском» режиме эксплуатации катализатор служит примерно 150-200 тысяч километров (если верить производителям), после чего требует замены. У нас же условия для этого девайса далеко не курортные: низкое качество бензина, поддельные моторные масла, установка ГБО сокращают и так не слишком большой срок его жизни. А это означает, что нужно разбираться в том, как именно автокатализатор дает сигнал о неисправности.

1. Нагар внутри катализатора. Это проблема номер один для тех, кто ездит на некачественном (этилированном) топливе. Причиной нагара может стать и неисправная система зажигания: пропуски зажигания заставляют двигатель выбрасывать несгоревший бензин в выхлопную трубу, и он забивает катализатор.

Нагар на катализаторе

Также нагар может появляться, если большое количество моторного масла попадает в камеру сгорания. В этом случае дым становится густо-черным, и катализатор попросту не справляется с таким количеством углеводородов. На сотах образуется нагар и они перестают пропускать выхлопные газы.

Первый признак забитого нейтрализатора – снижение динамики автомобиля. Машина всё хуже набирает скорость, особенно после полноценного прогрева. Растет расход топлива, вплоть до прибавки нескольких литров на 100 километров, а также быстрей уходит на угар моторное масло. В конце-концов автомобиль однажды просто не заводится.

2. Оплавление автокатализатора. Это проблема керамических катализаторов, менее устойчивых к высоким температурам, чем металлические. Причиной оплавления сот может стать сбой в системе зажигания, когда огонь попадает в выпускной коллектор. А также система ГБО, у которой температура выхлопа выше, чем у бензина (но выясняется это, конечно, уже пост-факту).

Оплавление нейтрализатора

Внешне, катализатор может выглядеть нормально, однако если внутренняя часть пострадала от слишком высоких температур, использовать его больше нельзя.

3. И третья проблема – выгорание активного слоя внутри сот. Сделать с этим ничего нельзя: автокатализатор имеет свой срок службы, и расход каталитического вещества, к сожалению, у него тоже есть.

Во всех трех случаях катализатор меняют на новый. Некоторые водители предпочитают вообще удалить его из выхлопной системы автомобиля, оставив «обманку» для ЭБУ. Что ж, это вопрос личной ответственности и перед природой, и перед будущими поколениями.

Как проверить катализатор?

На видео, ниже, есть несколько лайфхаков по проверке каталитического нейтрализатора.

Понять, почему машина стала хуже ездить, а на приборной панели горит «чек», могут в сервисе после детальной компьютерной проверки всех систем. Но и самостоятельно можно провести элементарную диагностику работы катализатора.

  1. Посмотреть на цвет выхлопа: черный цвет указывает на то, что катализатор не работает, поскольку пропускает вредные углеводороды наружу.
  2. Оценить давление выходящих выхлопных газов «наощупь» – приложить руку к отверстию выхлопной трубы. Низкий напор говорит о том, что катализатор пора менять.
  3. Заглянуть под машину после длительной поездки: если корпус катализатора раскален, это говорит о снижении его пропускной способности.
  4. Следующая диагностика уже делается в сервисе: проверка давления выхлопа и сравнение показателя с эталонными данными. Манометр для определения давления устанавливается на место лямбда-зонда.
  5. И, наконец, визуальный осмотр демонтированного нейтрализатора выхлопных газов на предмет засорения, выгорания или оплавления.

Замена катализатора делается после того, как будет установлено, что в проблемах виноваты забитые или оплавленные соты. Однако и причину оплавления или засорения катализатора нужно найти и устранить, иначе новый нейтрализатор постигнет та же участь. Именно поэтому в современных автомобилях настолько взаимосвязаны все системы и установлено множество контролирующих датчиков.

Полезные советы

На видео с популярного канала «Главная дорога» очень доходчиво показано зачем катализаторы в автомобилях, как их правильно эксплуатировать, можно ли без них и чем это грозит.

Подытожив видео, несколько полезных советов, ниже, для тех, у кого в автомобиле установлен катализатор.

  1. Высокая цена нейтрализатора объясняется использованием драгоценных металлов в конструкции катализатора. Сейчас инженеры и химики пытаются использовать золото, которое немного дешевле, чем металлы, что уже применяются для производства катализаторов.
  2. Бережное отношение ко всем системам автомобиля – залог долгой их службы. Катализатор связан с другими узлами автомобиля, и зависит от их адекватной работы.
  3. Выбор моторного масла для автомобиля с катализатором – отдельная история. Нужно только то масло, что помечено как «подходящее для современных систем доочистки выхлопных газов», то есть катализаторов на бензиновом двигателе и сажевых фильтров – на дизельном.
  4. Залегание поршневых колец означает не только перерасход масла, но и скорый выход катализатора из строя.
  5. А сам неисправный автокатализатор, наоборот, влияет на работу двигателя. Забитые соты способствуют перегреву ЦПГ, поскольку не дают нормально отводить выхлопные газы.
  6. Катализатор, который демонтирован с автомобиля (если его меняют из-за преждевременного выхода из строя) содержит в своем составе драгоценные металлы. Так что можно либо попросить за него скидку на работу мастера, либо забрать с собой (правда, непонятно, что делать дальше с этим «сокровищем»). И только полностью отработанное устройство не стоит ничего.

Заключение

Пока что у нас каталитический нейтрализатор считается в основном проблемой: бензин грязный, и из-за этого катализатор служит недолго. Есть уже налаженный бизнес по замене штатного устройства на пламегаситель-«обманку», который никак не влияет на чистоту выхлопа, но и не отнимает деньги.

Правильно ли это? Каждый решает для себя, что ему выгодней и легче: дышать вредными испарениями или периодически оплачивать ремонт или замену фильтра. Однако в странах Европы давно просчитали, что именно в конечном итоге выгодней каждому гражданину, и теперь наличие катализатора в системах доочистки выхлопа является обязательным на всех новых автомобилях.

Ссылка на основную публикацию
Что такое жесткий диск компьютера
Жёсткий диск, что это такое Из чего состоит и как работает жёсткий диск Новости Высоких Технологий Главная Новости железа, софта,...
Что такое ABS в автомобиле, принцип работы и описание возможных неисправностей АБС
Антиблокировочная система АБС автомобиля Антиблокировочная система тормозов (ABS, англ. — Antiblock Brake System) предотвращает блокировку колес, не допускает юза при...
Что такое AUX в автомагнитоле (АУКС) как подключить, включить, сделать вход если его нет, блютуз ада
AUX что это в автомобиле AUX или линейный вход — это разъем, через который к автомобилю можно подключить внешний источник...
Что такое и для чего нужны депрессорные и диспергирующие присадки 1
Какие есть присадки для дизельного топлива Вся информация о присадках для ДТ НефтьОпт Техника развивается, экологи регулярно митингуют, прогресс жаждет...
Adblock detector