Технические характеристики двигателя ЗИЛ-131 АвтоКАМ

Двигатель ЗИЛ 131 характеристика, описание, устройство, ремонт

Многие автолюбители встречались с ЗИЛ 131. Это, по большей части, военный грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки грузов и пассажиров. Но, существует много модификаций этого транспортного средства, поэтому он нашёл себя и на гражданке, как автомобиль специального назначения, или обычный грузовик.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ 131 имеет схожую конструкцию со своим старшим братом 157-м. Технические характеристики 131-го значительно улучшились, мощности стало больше, а конструктивные недочёты прошлого были исправлены.

Итак, рассмотрим технические характеристики двигателя ЗИЛ 131:

Наименование Технические характеристики
Марка ЗИЛ
Модель 131
Объем двигателя 6,0 литра (5969 см куб)
Мощность двигателя 150
Конфигурация V8
Расположение Рядный, продольный
Расход 49,5 литра на каждые 100 км пробега
Количество цилиндров 8
Количество клапанов 16
Диаметр поршня 100 мм
Охлаждение Жидкостное
Топливо Бензин (газ — как дополнительное оборудование)
Система питания Карбюратор
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Вес мотора 490 кг

Все ЗИЛ 131 двигатель оснащались 5-ти ступенчатой механической коробкой переключения передач. Также, раздаточная коробка двухступенчатая. Передаточные числа: 1 передача — 2,08; 2 передача — 1,00. Главная передача ведущих мостов — двойная, передаточное число — 7,34.

Обслуживание

Обслужить мотор достаточно просто. Межсервисный интервал составляет 15 000 км. При проведении технического обслуживания меняется моторное масло и центробежного маслянного фильтра.

Каждое ТО — это целый комплекс операций направленных на сохранение технического состояния автомобиля. Что же входит в техническое обслуживание двигателей серии ЯМЗ 236:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр.
  4. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Неисправности и ремонт

Ни что не вечно, и так силовой агрегат ЗИЛ 131 также имеет свойство выходить со строя. Конечно, поточные ремонты — это хорошо, но есть неисправности, которые встречаются практически на каждом двигателе с маркировкой 131. Рассмотрим основные неисправности и методы их устранения.

Основные технические неисправности мотора, которые наиболее часто встречаются:

Признак неисправности Причина неисправности Метод устранения
1. Двигатель не пускается или плохо пускается при исправной работе стартера Нет топлива в поплавковой камере карбюратора Продуть топливопроводы, проверить работу игольчатого клапана карбюратора, топливный насос
Переобогащена рабочая смесь по вине водителя Продуть цилиндры, провернуть коленчатый вал двигателя стартером (не более 5 … 10 с) при полностью открытых дроссельных и воздушной заслонках
Не закрывается воздушная заслонка Проверить работу воздушной заслонки и устранить неисправность
Засорились жиклёры Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
2. Двигатель работает с перебоями или быстро останавливается на режиме холостого хода Поплавковая камера карбюратора медленно заполняется топливом Промыть игольчатый клапан карбюратора, продуть топливные магистрали, промыть топливный фильтр грубой очистки топлива
Не открываются дроссельные заслонки при закрытии воздушной заслонки Отрегулировать работу рычага привода дроссельных заслонок
Не отрегулированы винты качества, и количества горючей смеси карбюратора Отрегулировать карбюратор на режиме холостого хода
Засорились жиклёры системы холостого хода карбюратора Промыть жиклёры системы холостого хода в ацетоне и продуть их воздухом
Просачивается воздух между фланцем карбюратора и фланцем впускного трубопровода Подтянуть крепление карбюратора. При повторении дефекта заменить прокладку
3. Внезапная остановка двигателя Прекращение подачи топлива Установить причину прекращения подачи топлива и устранить ее
4. Двигатель не развивает полной мощности Не отрегулированы зазоры в клапанном механизме Отрегулировать зазоры
Переобогащена рабочая смесь из-за дефектов игольчатого клапана или негерметичности поплавка карбюратора Промыть игольчатый клапан карбюратора в ацетоне
Отогнуть рычаг поплавка и установить требуемую высоту уровня топлива в поплавковой камере или заменить поплавок
Неправильно работает привод клапана экономайзера Проверить и, если требуется, отрегулировать момент включения клапана экономайзера
Переобедненная рабочая смесь, засорены жиклёры Промыть жиклёры в ацетоне, затем продуть воздухом
Засорены топливопроводы и топливный фильтр Прочистить трубопроводы. Заменить фильтр тонкой очистки топлива
Рано срабатывает ограничитель частоты вращения Отрегулировать ограничитель частоты вращения
Неполностью открываются воздушная или дроссельные заслонки карбюратора Отрегулировать тягами открытие заслонок
Засорен воздушный фильтр Промыть воздушный фильтр
5. Стуки в двигателе Большой зазор между клапанами и коромыслами Отрегулировать зазоры в клапанном механизме
Детонационное сгорание Залить топливо с необходимым октановым числом, удалить нагар в камерах сгорания, установить правильно угол опережения зажигания
6. Повышенный расход топлива при эксплуатации Повышен уровень топлива в поплавковой камере карбюратора Устранить негерметичность игольчатого клапана или отрегулировать положение иглы
Неисправна топливоподающая система. Течь в местах соединений, дефект мембраны топливного насоса Устранить течь. Заменить мембрану топливного насоса
Засорённость воздушного фильтра Промыть воздушный фильтр

Вывод

Устройство и ремонт силового агрегата ЗИЛ 131 предоставленное в статье является поверхностным. Двигатель ЗИЛ 131 стал легендой целой эпохи, но и на этот момент продолжает эксплуатироваться в полной мере. Ремонтируется и обслуживается движок зачастую своими руками, а поэтому его относительно выгодно содержать.

Единственным серьёзным недостатком является высокий расход, что бьёт по расходам владельца.

АРС-14 для ЗИЛ-131: технические характеристики двигателя, грузоподъемность тягача, вес ГАЗ-131

Армейский ЗИЛ-131 успел стать легендой советского и российского автомобилестроения. Эта машина показала, что в России, как бы ни ругали автопром, машины делать умели и умеют. ЗИЛ131 и сегодня востребован в самых разных областях народного хозяйства.

ЗИЛ- 131 был выпущен полвека назад, сменив устаревший ЗИЛ-157. А в 1986 году появились его первые модификации. Изначально машина разрабатывалась для потребностей Советской Армии.

Благодаря своей высокой для того времени проходимости и грузоподъемности, достигавшей 5 тонн на асфальтовой дороге и 3,5 тонн на грунтовой (у ЗИЛ-5301 этот показатель всего 3т), грузовик нашел применение в народном хозяйстве. ЗИЛ-131 преодолевает брод глубиной 1,4 метра и способен подняться в гору под углом 30о.

Прочитайте статью про современный автомобиль, используемый в вооруженных силах – Камаз каратель.

Описание

Первые машины ЗИЛ-131 предназначались для перемещения не только грузов, но и людей, поэтому в дощатом кузове с откидывающимся задним бортом были смонтированы откидные скамейки на 16 мест, и одна восьмиместная скамейка была отдельной.

На бортах предусматривались демонтируемые дуги для тента, что позволяло в случае непогоды укрыть людей и грузы. В таком виде, с бортовыми кузовами были выпущены первые машины и сразу поступили на вооружение армии, пришли в колхозы, на крупные строительные площадки.

Армейские бортовые машины снабжались:

  • люком для наблюдения. Он располагался справа в крыше кабины;
  • светомаскировочными фарами и фарой искателем слева;
  • усилением лобового стекла в виде средней стойки;
  • крепежными приспособлениями для автотранспортировки.

Машины были оснащены спецкомплектом, в который входили:

  • строевые гнезда для оружия,
  • прибор ночного видения,
  • бокс для документов и карт,
  • дозиметры;
  • инструмент для инженерно-земляных работ;
  • противопожарные средства и аптечка.

Немного модернизированные, бортовые машины с лебедкой и помостом над верхом кабины, добавочным освещением, и маркированные специальными знаками, обеспечивали ракетные комплексы специальным оснащением, выполняли перегрузку и доставку оборудования.

На видео – сравнение дизельного и бензинового ЗИЛ-131.

Технические характеристики

Автомобиль условно разграничивается на три основные составляющие:

Двигатель – комплекс узлов, которые приводят автомобиль в движение

Шасси – это, если сказать упрощенно, тележка с колесами, или то, что осуществляет движение.

Кузов – это функциональная начинка авто. От содержания кузова зависит назначение автомобиля. К примеру, на одном шасси, изменяя кузов, можно собирать десятки самых разных автомобилей – от самосвалов до автобусов.

Читайте также:  Протерм Гепард 23 MTV; двухконтурный газовый котел

ЗИЛ-131 вместе с лебедкой весит 6,8 тонн, с максимально допустимым грузом его вес достигает 10,5 тонн. Таким образом, грузоподъемность машины составляет 3, 5 тонны. ЗИЛ-131 также работает с прицепом, допустимый вес которого – 4 тонны.

Если машина будет работать со значительной перегрузкой, она быстро выйдет из строя.

В данном виде подробно про ЗИЛ-131:

Двигатель

На автомобиле установлен восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-131 с карбюраторной подачей топлива. Мощность ДВС составляет 150 лошадиных сил. Рабочий объем четырехтактного двигателя – 6 л. Наибольшее число оборотов двигателя – 3100, максимальный крутящий момент при 1800-2000 оборотах в минуту – 402Н/м.

Цилиндры размером 100 мм в поперечнике, располагаются под углом 90о, и работают в следующем порядке − 1−5−4−2−6−3−7−8.

Блок цилиндров верхнеклапанного ДВС, изготовленный из чугуна, состоит из:

  • легко снимающихся гильз, в верхней части которых имеются вставки, устойчивые к кислой среде, в нижней – уплотнительные кольца из резины.
  • поршней овальной формы из алюминиевого сплава,
  • двух алюминиевых головок цилиндров со вставными седлами,
  • поршневых колец, 3 из которых компрессионные, изготовлены из чугуна, и 1 маслосъемное, стальное.

Двигатель работает на бензине А-76, топливо подается принудительно, диафрагменным, герметичным насосом. Расход топлива на 100 км при скорости 40км/час составляет 40 литров (это на 10 литров больше, чем у ЗИЛ-431410).

Шасси

Шасси состоит из основных элементов, действие которых направлено на передачу усилий от двигателя к колесам. Это:

  • трансмиссия,
  • ходовая часть,
  • управление.

Полноприводная трансмиссия с формулой колес 6х6 в ЗИЛ 131 представлена:

  • механической, с 5-ю передачами и двумя синхронизаторами, коробкой передач;
  • раздаточной коробкой с двумя передачами.

Раздатка, состоящая из рычага, стяжной пружины, тяги, фиксаторов, замкового устройства и штоков, установлена на продольных балках рамы и закреплена болтами.

Раздаточные передачи переключаются рычагом, имеющим три позиции: прямая передача – положение рычага назад, понижающая передача – рычаг вперед и нейтральная располагает рукоятку посередине.

  • шарниром равных угловых скоростей, передающим равномерное вращение независимое и от угла между соединяемыми осями, и обеспечивающим передачу крутящего момента при поворотах до 70 градусов относительно оси.
  • однодисковым сухим сцеплением с упругим гасителем крутильных колебаний;
  • двойной главной передачей;
  • коническим, с четырьмя сателлитами, дифференциалом;
  • 4-мя карданными валами;
  • тремя мостами. Передний мост является ведущим и управляемым, средний и задний мосты ЗИЛ-131- ведущие. Редукторы переднего и заднего мостов установлены над картером мостов и фиксируются фланцами, установленными горизонтально.
  • Ходовая часть

    Рамы изготовлены штамповочным методом и соединенной со швеллерными лонжеронами и поперечинами, посредством клепания. Сзади вмонтирован крюк для буксирования других, машин, обладающих меньшей проходимостью.

    • передней и задней подвесок. Первая подвеска крепится на паре продольных рессор. Передние концы рессор закреплены на раме пальцами, вставленными в кованые ушки. Это самая старая и классическая конструкция подвески. Задняя подвеска – балансирная, распределяющая нагрузку между задним и средним мостами. Такой тип подвесок характерен для трехосных машин.
    • гидравлических амортизаторов двухстороннего действия, смонтированных на передней подвеске;
    • двойной главной передачи с парой конических и парой цилиндрических шестерен.

    Колеса на ЗИЛ-131 дисковые, специальные, с разборными кольцом и ободом. Шины тоже специальные, восьмислойные, размер 12,00-20 с грунтозацепами. Здесь о колесах следует сказать особо. Первоначально обод крепили болтами, а после 1977-го года начали ставить колеса с цельным ободом и замочными кольцами.

    Благодаря этому нововведению водители вздохнули легче, теперь им не надо отворачивать схватившиеся ржавчиной, или что хуже, примерзшие на морозе болты.

    И,наконец,система управления грузовика,включающая в себя рулевое управлениес гидравлическим усилителем и систему торможения. Гидравлический усилитель руля вместе с рулевым блоком размещен в картере. Действие ГУР основано на работе лопастного насоса, который запускается от коленчатого вала клиновой передачей. Насос оснащен масляным радиатором.

    Рулевой механизм представляет собой винт с гайкой на вращающихся шариках и рейку, часть которой зазубренная.

    Тормоза на ЗИЛ 131 дисковые, с внутренними колодками, с воздушным приводом на рабочих, и механическим приводом на стояночных тормозах.Тормозная система устроена таким образом,что при их включении задействуются также тормоза присоединенного к машине прицепа или полуприцепа.

    Завод Камаз – самый известный производитель грузовой техники в России. О контейнеровозах Камаз можно прочитать здесь.

    Описание основных моделей завода Камаз также можно найти на нашем сайте.

    И прочитать историю развития завода – тут.

    Сферы применения

    Грузовые автомашины ЗИЛ-131 активно использовались не только внутри СССР, но и экспортировались в страны Варшавского договора и другие дружественные государства. Грузовик с солидным запасом прочности и усиленными тяговыми качествами был способен работать при температурах воздуха от -40 до + 50оС, на любых дорогах.

    В то время не было понятия – внедорожник, потому что и дорог хороших практически не было, поэтому конструкторы разрабатывали машины с учетом низкой проходимости дорог. ЗИЛ 131 был основным транспортом для доставки армейских грузов и личного состава до 24 человек, служил тягачом для артиллерийских орудий, двухтонных грузоприцепов типа СМЗ-8325.

    Бортовые модели ЗИЛ-131 были адаптированы для транспортировки грузовыми самолетами Ан-22, Ан-124 и Ил-76..

    Все воинские модели ЗИЛ-131 с первых дней производства оснащали экранированным электрическим оборудованием, трехступенчатой фильтрацией воздуха игерметизированными блоками,что давало возможность использовать их во всех армейских образованиях, и в критических дорожных и погодных условиях (также как и МАЗ-5551).

    Позднее, на шасси ЗИЛ131 были выпущены топливные и маслозаправщики, автоцистерны, разработаны пожарные машины. Для передвижных лабораторий, радиолокационных установок и радиостанций были созданы кузова закрытого типа – фургоны. Выпускались также спецмашины для аэродромов.

    Авторазливочная станция АРС-14

    АРС-14 – авторазливочная станция – одна из сфер применения шасси ЗИЛ-131. Это комплекс специализированного оборудования, предназначенного для:

    • транспортировки активных химических веществ;
    • дезактивации газов и ядовитых соединений;
    • дезинфекции местности, а также дезактивации ядовитых и зараженных веществ, попавших на боевое вооружение, технику, специальными жидкими растворами в случае химической или бактериологической атаки.

    Станция предназначалась для нужд Армии. Спецоснащение станции АРС-14 состоит из:

    • двух насосов: ручного и механического самовсасывающего,
    • трубопровода,
    • рукавов, переходников и коллекторов.

    В процессе работы жидкость насосом закачивается из водоема, цистерны или иной емкости и подается к местам, подлежащим обработке.

    Конструкция АРС-14 была использована для создания пожарных машин.

    Автомобиль рукавный АР-2

    Рукавный автомобиль доставляет к месту возгорания команду пожарников, напорные пожарные рукава общей длиной до 5 км и трех разных сечений (150, 170, и 77 мм) и средство для пожаротушения (вода или пена). Конструктивно машина приспособлена для тушения пожаров. Встроенный насос подает мощную струи воды или противопожарной пены через специальный ствол.

    Цена пожарной машины на базе шасси ЗИЛ-131 колеблется от 350-600 тысяч рублей.

    Топливозаправщики и автоцистерны

    На основе ЗИЛ 131 производились автоцистерны, топливо- и маслозаправщики. Заправочные машины оснащались самовсасывающим насосом, фильтрами первоначальной очистки, вентилями, задвижками, и трубопроводами.Сбоку от резервуара, вкоробах укладывались рукава.

    Кабина управления автозаправщиком размещалась между резервуаром и рабочим местом водителя.Контроль над количеством топлива выполнял индикатор уровня, включавший световой или звуковойсигналы при превышении допустимого количества.

    КУнГ ЗИЛ 131

    Первые фургоны КУнГ ЗИЛ 131 появились в 1970 году. Кунг – кузов унифицированный, герметизированный, закрытый со всех сторон. Машины с такими фургонами использовались и продолжают эксплуатироваться в качестве передвижных лабораторий, передвижных медицинских учреждений и для иных исследовательских целей.

    На шасси ЗИЛ-131 с фургоном КУнГ размещались передвижные радиостанции, средства радиосвязи, наблюдения.

    Фургоны также использовали для отдыха и проживания в полевых условиях. В них осуществлялось управление войсками. Все кузова подобного типа оснащены бытовыми условиями, системами вентиляции и отопления, освещением. В отопительных устройствах предусматривались фильтры для очистки воздуха.

    В зависимости от оснащения, и возложенных на КУнГ ЗИЛ-131 функций, отдельный фургон весит от 1200 до 1800 тонн.

    Сейчас 3ИЛ131 с фургоном типа КУНГ можно купить за сумму от 150 до 350 тысяч рублей. Сколько стоит КУнГ без машины, зависит от его оснастки и года выпуска. В полностью оснащенном фургоне можно работать, или жить.

    Читайте также:  Как удалить вмятину без покраски своими руками выправление вмятин

    Мастерская технического обслуживания

    Передвижная автомастерская МТО АТ- это еще одна область применения кузова-фургона на шасси ЗИЛ-131. Передвижную автомастерскую составляли следующие элементы:

    • шасси ЗИЛ-131;
    • лебедка, располагавшаяся впереди и крепившаяся к буферу и передней поперечине рамы болтами;
    • кузовкаркасно-металлическийКМ131илиК131 (фургон);
    • специальное технологическоеоборудование, инструменты устройства дляТО автомобилей.

    Были разработаны отдельные мастерские для ремонта гусеничной техники, для технического сервис ремонта четырехосных машин, которые оснащались в соответствии с потребностями данных транспортных средств.

    Последующие модификации

    В январе 1971 года с конвейера сошел ЗИЛ 131А см неэкранированным электрооборудованием. У этой модели не было отдельной съемной скамейки, отсутствовал поисковая фара и другое военное спецоборудование. Разработчики модели уменьшили глубину преодоления брода до 90 см. ЗИЛ-131А больше соответствовал нуждам сельского хозяйства, чем военным.

    ЗИЛ-131В – седельный тягач. В сравнении с базовой моделью, у тягача более короткая рама, имеется седельно-сцепное приспособление, 2 запасных колеса. Тягач разрабатывался для буксирования полуприцепа весом до 10 тонн на грунтовой дороге и 12 тонн на шоссе. Производился в 1968-86 годах.

    Бесплатное зрелище езды по бездорожью:

    В своем первоначальном виде ЗИЛ-131 производился в течение 20 лет, но в 1986 году было принято решение модифицировать шасси, успевший ставший уже классическим.

    Первый модифицированный вариант – ЗИЛ131Н выпускался с карбюраторным ДВС, но были еще модели ЗИЛ-131Н1 и ЗИЛ131Н2, которые производились с дизельными движками (соответственно – Д245 дающий 105 л.с. и ЗИЛ-0550 мощностью 132 л.с.). Кроме двигателя его отличие заключалось в модернизации осветительных приборов, в комплектации синтетическим тентом.

    ЗИЛ-131НА – автомобиль с неэкранированным электрооборудованием, одним бензобаком с левой стороны.

    ЗИЛ131НВ – седельный тягач на шасси ЗИЛ131Н.

    Обе модели производились с 1986 года.

    ЗИЛ-131С был разработан для суровых северных условий. Кабина была защищена от потерь тепла усиленной теплоизоляцией, обеспечивалась автономным отоплением. Двойные стекла тоже были призваны сохранять тепло на рабочем месте водителя. Машина оснащалась противотуманными фарами, резиновыми деталями из морозостойкой резины.

    Предусматривалась защита аккумулятора от замерзания. В северном исполнении производились модели ЗиЛ-131НС, -131НАС, -131НВС. Они были рассчитаны на морозы ниже 50ОС.

    Сейчас новые модификации автомобиля ЗИЛ-131 производятся на Уральском автозаводе. Представители частного бизнеса не боятся приобретать машины, выпущенные 20-30 лет назад, потому что у этих грузовых автомобилей «неубиваемое» шасси, надежный двигатель, да и вся конструкция грузовика рассчитана на десятки лет эксплуатации.

    И тот факт, что ЗИЛ-131 выпущенный в 80-х годах прошлого века, предлагается по цене 150-300 тысяч рублей, только подтверждает сказанное.

    Разработки завода Камаз для армии описаны в этой статье.

    Возможно вам также будет интересна статья про МАЗ 53366.

    Технические характеристики ЗиЛ-131: преимущества и недостатки

    Советский грузовой автомобиль ЗиЛ-131 с военной рессорой по праву называется легендой. Эти машины успешно используются для разных задач по сей день, не уступая современным аналогам. Успех грузовика заключается в превосходных технических характеристиках.

    История автомобиля ЗиЛ-131

    ЗиЛ-131 начал разрабатываться совместно с модернизацией грузового автомобиля ЗиЛ-151.

    • Перед началом разработки были созданы два грузовика Зис-128 и Зис-128А, которые использовались, как подопытные варианты для отработки различных решений. В итоге появился первый опытный экземпляр Зил-131 в 1956 году.
    • Новая машина была во многом унифицирована в соответствии с гражданским ЗиЛ-130. Конструкторами разрабатывалось два варианта: первый (ЗиЛ-131) — это тягач для артиллерии, а второй (ЗиЛ-131А) комплектовался тентом для доставки вооруженного состава. В самом начале разработки, инженеры не внесли подкачку колес при движении машины.
    • В роли силового агрегата на опытных грузовиках выступал шестицилиндровый двигатель ЗиЛ-Э130, который также был опытным вариантом. В итоге он не был запущен в серийное производство и 131-ый ЗиЛ начали оснащать двигателем с ЗиЛ-130.
    • Одним из самых важных условий являлась повышенная проходимость по бродам. По этой причине трансмиссионные узлы герметизировались специальной пастой. В конструкции использовалась такая электроника, которая могла работать во влажных условиях. Также она имела дополнительную защиту.
    • ЗиЛ-131 и 131А испытывались в 1959 году. Министерство обороны решило отказаться от тягача и взять на вооружение ЗиЛ-131А, который в дальнейшем был переименован в ЗиЛ-131. В 1971 году 131А получила гражданская версия.
    • Технически освоить машину было не просто, и первая партия была отправлена лишь в 1966 году. Грузовики собирали до 1994 года в Москве. Помимо завода в Москве, они собирались в Новоуральском машиностроительном заводе УАМЗ.

    Начиная с 1994 года, в свет вышли улучшенные варианты с другой кабиной и различными вариантами моторов. Производство было закончено в 2016 году.

    Внешний вид и кабина

    Большая часть грузовиков ЗиЛ имели капотный вариант расположения двигателя и узлов. То же самое касалось и ЗиЛ-131. Салон был идентичен 130-ой версии, но оформление было цвета «хаки».

    Кабина грузового автомобиля имеет цельнометаллическую конструкцию, как и у предшественника. Изменения понесла передняя часть, которая была позаимствована у ЗиЛ-165. Крылья и решетка стала более простой, но строгой.

    Для тех лет дизайн грузовика был революционным. Такая конструкция применялась почти 40 лет. За все время, ЗиЛ-131 понес незначительные изменения. Главным изменением считалось панорамное лобовое стекло, так как ранее использовались разделенные окна.

    Разработчики не видели смысла в том, чтобы спрятать двигатель под кабину. На гражданских версиях это сделано с той целью, чтобы уменьшить длину грузовика. Для военного варианта это не столь принципиально. Капотный вариант имеет множество преимуществ:

    • в полевых условиях для ремонта или обслуживания капотный вариант более удобен;
    • в случае повреждения ДВС, который находится под кабиной, создается повышенная опасность.

    Одноклассником и внешне похожим грузовым автомобилем является Урал-375. Машины обе были схожи, так как создавались в одном государстве на госпредприятиях. Различия были только техническими.

    Кузов того времени включал в себя стандартную конструкцию, в которую входили две скамейки — одна откидная и одна съемная. Для посадки и высадки состава использовался откидной борт сзади. Каркасом для тента служили специальные натяжные дуги. Помимо этого, конструкция грузовика позволяла установить и другие военные модули — полевую кухню, радиостанцию, «С-125», медпункт, ракетные установки (например, «Катюша») и другие установки. Среди гражданских версий встречались пожарные машины и стрелы с люлькой.

    Конструкторы также позаботились о комфорте водителя и пассажиров кабины. Улучшенная теплоизоляция позволяет сохранять благоприятную температуру даже в лютые морозы. Лобовое стекло без разделителя существенно улучшило обзорность.

    Водительское место было отделено от пассажирского дивана и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона. На приборной панели имелись следующие контрольно-измерительные приборы:

    • количество топлива;
    • вольтметр/амперметр;
    • спидометр;
    • давление масла;
    • температура двигателя;
    • тахометр.

    В отличие от легковых автомобилей, у ЗиЛ-131 на рулевой колонке был лишь один орган управления — указатель поворотов. Благодаря большим зеркалам, грузовик имеет хорошую обзорность, уменьшая слепую зону до минимума.

    Технические характеристики

    Двигатель

    ЗиЛ-131 разрабатывался для перемещения по бездорожью. По этой причине мотор должен обладать достаточной мощностью. Поскольку в наличии подходящих силовых установок не было, пришлось разрабатывать новый ДВС. Новый карбюраторный двигатель ЗиЛ-5081 был поставлен на серийное производство и в итоге им начали комплектовать 131-ый ЗиЛ.

    8-ми цилиндровый мотор с мощностью в 150 л.с. имел V-образное расположение цилиндров. Разработчики внесли конструктивную особенность, которой является удлиненный маслоприемник и картер, имеющий другую форму. Данные изменения позволяют работать с продольными наклонами до 30 градусов и поперечными до 20 градусов.

    Объем ДВС составляет 5,996 л. Степень сжатия — 6,5. Поскольку автомобиль военный и должен выдерживать жесткие условия эксплуатации, все стыки двигателя обрабатывались специальной пастой. Некоторые отдельные варианты оснащались блоком и поршневой от двигателя ЗиЛ-375.

    Модернизированные версии ЗиЛ-131Н комплектовались таким же мотором, но с измененной головкой блока. Их главным изменением были каналы газораспределения винтовой формы. Благодаря этим изменениям снизился расход бензина и увеличилась надежность. В 1992 году машины стали комплектоваться дизельными двигателями Д-245 Минского завода. Их мощность составляла 105-108 л.с. Также на грузовики устанавливались 132-сильные турбодизельные агрегаты ЗиЛ-0550. Небольшое количество грузовиков получило импортный мотор Perkins Phaser 145T. Его мощность составляла 143 лошадиных силы.

    Читайте также:  AUDI A6 АЛЬФАРД - аренда и прокат авто в Саратове

    Двигатель ЗИЛ -131

    Гидравлика и рулевое управление

    Единственное место, где используется гидравлика — это рулевое управление. В основу рулевого редуктора стала схема винта с гайкой. Такой же вариант используется в гражданской версии ЗиЛ-130.

    Полная гидравлика предусматривалась для одного варианта — сидячего тягача, где она выступала в роли привода колес активного полуприцепа.

    Шестеренный насос приводился в движении при помощи ДВС через редуктор отбора мощности. Жидкость, проходящая через насос, подавалась к гидромоторам под давлением в 150 Мпа. Далее, она возвращалась обратно в баки.

    Трансмиссия

    ЗиЛ-131 оснащается сцеплением сухого типа. Всю работы выполняет один диск. Механическая коробка передач имеет 5 скоростей. Все, кроме 4-ой синхронизированы. Для бездорожья используется раздаточная коробка в 2-ух скоростях для распределения оборотов по осям. Соединения картера и коробки обработаны специальной герметизирующей пастой.

    Средний мост соединен с редуктором при помощи одного длинного вала. Второй короткий вал соединяет средний мост. Передний мост вступает в работу при ручном включении или при включении пониженной передачи в раздаточном редукторе.

    Для привода лебедки используется основная МКПП, которая имеет односкоростной редуктор отбора мощности. Включить его можно при помощи электропневматического оборудования из кабины.

    Электросистема

    Все основные узлы, находящиеся в зоне попадания влаги, имеют дополнительную защиту и надежно загерметизированы. Рабочее напряжение вездехода составляет 12В. Минус подключен на корпус. Для снижения риска возникновения помех, грузовик имеет специальные экраны для их отвода.

    Подвеска и рама

    Передняя подвеска имеет зависимый тип, который работает при помощи двух рессор, концы которых скользят. Для плавного гашения колебаний используются амортизаторы. Задняя подвеска включает в себя две рессоры и шесть штанг.

    Конструкция является балансирной. Барабанная тормозная система имеет пневматический и механический привод.

    Штампованная и клепаная рама грузовика включает в себя лонжероны швеллерного сечения. Они соединяются между собой при помощи штампованных поперечин. В задней части располагается крюк, включающий в себя резиновый амортизатор. Спереди есть два жестких буксирных крюка.

    Кабина

    Кабина выполнена из цельного металла. Помещает помимо водителя еще двоих человек. Отапливается при помощи водяной системы, которая взаимодействует с охлаждающей системой двигателя. Управление отопителем кабины происходит при помощи специальной ручки, которая находится на щите кабины.

    На заметку! Кабина вентилируется при помощи опускающихся стекол, форточек и канала в правом брызговике крыла.

    Мосты грузовика

    Балки ведущих мостов выполнены из сверхпрочной стали. Каждая балка представляет собой две сваренные половинки. На конце приварены фланцы и крышка. В конструкцию моста входят карданные валы, которых всего 4. Каждый из них включает в себя шарнир на игольчатых подшипниках.

    Передний мост включается автоматически при включении понижающей передачи в раздаточной коробке или при помощи включения передачи переключателем. Если задействован передний мост, то водитель оповещается контрольной лампой. Пневмопривод моста вступает в работу, когда запускается понижающая передача, входящая в раздаточную коробку.

    Конструкция шасси и колесная форма

    В конструкцию шасси включаются следующие узлы и системы:

    • ходовая часть;
    • механизм управления;
    • трансмиссия.

    Ходовая часть делится на раму, оси и подвеску. Механизм управления — это элементы, влияющие на движение грузовика — рулевое управление с гидроусилителем и тормозная система.

    Трансмиссия у ЗиЛ-131 двойная. Передаточное число главной передачи составляет 7.34.

    ЗиЛ-131 — это полноприводной грузовик, имеющий колесную формулу 6×6. Колесная база — 3350 + 1250 мм. Размер колеи всех трех осей одинаков — 1820 мм. Разворот при сухой дороге с выключенным передним мостом от переднего внешнего колеса составляет 10,2 м.

    Грузовая платформа и кузов базового

    Нередко можно было встретить грузовик с деревянной платформой, которая предназначалась для перевозки различных грузов. Для укрепления конструкции использовалась металлическая оковка и поперечные брусья основания. Открываться мог только задний борт.

    Для перевозки людей использовался вариант со скамейками. Они крепились к решетке боковых бортов и вмещали в себя 16 мест. Имелась также съёмная скамейка на дополнительные 8 мест. Кузов затягивался тентом на устанавливаемые дуги.

    Тормозная система

    Тормоза срабатывают при помощи пневматического привода. Барабанные тормоза устанавливаются на каждое колесо. Ручной тормоз расположен на выходе раздаточного редуктора.

    В тормозных камерах для слива воды имеются дренажные системы, так как после преодоления водных преград, жидкость могла оставаться в тормозной камере.

    Характеристики силовой установки

    Мотор обладает следующими техническими характеристиками:

    • объем — 5,97 л;
    • мощность — 150 л.с.;
    • максимальный крутящий момент — 402 Нм;
    • частота вращения — 3200 оборотов в минуту;
    • диаметр цилиндра — 100 мм;
    • степень сжатия — 6,5.

    Для очистки воздуха в двигатель используется пеномасляный фильтр. Очистка происходит в три ступени.

    Варианты надстроек

    Как ранее было указано, грузовик оснащался деревянной платформой для перевозки грузов или деревянной платформой с тентом для перевозки людей. Помимо этого, на ЗиЛ-131 нередко устанавливался закрытый фургон или КУНГ.

    Внутри грузового автомобиля могло располагаться различное оборудование для ремонта, связи, наблюдения и т.д. Фургон имел свою систему отопления. Воздухозаборники оснащались фильтрами.

    Габариты и грузоподъемность ЗиЛ-131

    ЗиЛ-131 имел следующие технические характеристики:

    Размеры грузовика 7,04×2,5×2,48м
    Платформа Длина — 3,6м, ширина — 2,322м, высота — 0,346м
    Высота с тентом 0,569м
    Высота погрузки 1,43м
    Дорожный просвет 0,33м
    Колесная база 3,35м
    Наружный радиус поворота 10,2м
    Максимальный преодолеваемый брод 1,4м
    Максимальный преодолеваемый подъем 30 градусов
    Длина лебедки 50м
    Грузоподъемность на асфальте
    Грузоподъемность при пересечении грунтовой дороги 3,5т
    Максимальный вес прицепа
    Снаряженная масса грузовой машины 10,425т

    Расход топлива

    Машина имеет довольно большой расход топлива, если ее сравнивать с современными аналогами. При скорости 60 км/ч по асфальтовой дороге расход составляет 46,7 л на 100 км в комплектации автопоезда или 35л если машина в обычной комплектации.

    Грузовик может преодолеть от 600 до 630 км благодаря двум бакам с объемом по 170 литров каждый.

    Военный ЗИЛ 131

    Цена

    Несмотря на то что конструкция Зила во многом устарела, она все равно обладает превосходными характеристиками, надежностью и хорошей ценой. Новый грузовик приобрести не получится, так как его производство уже завершилось.

    Стоимость ЗиЛ-131 зависит от года, пробега, общего состояния и установленного оборудования. Старый грузовик 1985 года с пробегом в 400 000 км можно купить за 150-200 тысяч рублей. Варианты посвежее (2000-2003 года) и с меньшим пробегом (100-150 тысяч км) — можно найти за 400-500 тысяч рублей.

    Однако решающую роль цены решает установленное оборудование. Варианты с установленной буровой установкой могут обойтись в 1,5-2 млн рублей. Средняя стоимость у автовышки — грузовик с таким оборудованием стоит от 500 до 700 тысяч рублей.

    Известные модификации автомобиля ЗиЛ-131

    Одной из самых распространенных и известных модификаций является КУНГ. Каркас сварен из уголков и швеллеров. Внешняя сторона обшита стальными листами. Внутри каркас утепляется любым теплоизолирующим материалом и потом обшивается обработанной антисептиком фанерой. Основными особенностями Кунга является:

    • наличие системы отопления;
    • вентиляция;
    • наличие бытовых приспособлений;
    • освещение плафонами.

    Для очистки воздуха, всасываемого в КУНГ, используется фильтрационная установка ФВУА-100Н-12. Она берет воздух снаружи, очищает и подает внутрь. В роли отопительного топлива выступает дизель.

    Автомобиль ЗИЛ-131 ранних серий.

    Плюсы и минусы

    Главным достоинством грузовика является уникальное шасси, которое позволяет создавать любые модификации. Благодаря своим техническим характеристикам, машина может использовать в любых климатических и экстремальных условиях.

    При этом грузовик является очень надежным. ЗиЛ-131 до сих пор применяется не только для военных, но и для гражданских нужд.

    Недостатком, если его таковым считать, является устаревание модели.

    Современным грузовикам ставят все более высокие планки и из-за этого, в 2002 году 131-ый был снят с производства. В большинстве машины оснащались бензиновым мотором, что сказывалось на высоком потреблении топлива. Дизельные варианты найти слишком проблематично.

    Заключение

    ЗиЛ-131 — это востребованный, надежный советский грузовик, который в 1960-х опередил время. С 1966 по 2002 год машина неоднократно улучшалась, благодаря чему пользуется спросом и эксплуатируется в различных сферах по сей день.

    *Пункт 7 (конструктивные особенности) не добавлял, так как вся информация, входящая в него указана в других пунктах.

    Ссылка на основную публикацию
    Технические характеристики ВАЗ 2114 LADA
    Технические характеристики ВАЗ 2114 комплектация и фото Факт международного сотрудничества, да еще и с немецким производителем, зарекомендовавшим себя как одного...
    Тест-драйв полноприводного Соболя 4х4 «Буханка» отдыхает — – автомобильный журнал
    Тест «Соболя 4х4» с подключаемым полным приводом — журнал За рулем НЕ ЗАБУДЬТЕ ЛОПАТУ 30 декабря 2013 года, 14:00. Москва,...
    Тест-драйв Хонда Инсайт Гибрид 2019 Honda Insight Hybroid
    Honda Insight 2 (2009-2014) характеристики и цены, фотографии и обзор Хонда Инсайт 2 (2009-2014) цена и технические характеристики. Обзор хэтчбека...
    Технические характеристики ВАЗ 2131
    ВАЗ-2131 (Нива) технические характеристики и цены, фото и обзор Обзор ВАЗ 2131 (Нива) и фотографии. Технические характеристики 5-ти дверной Лада...
    Adblock detector