Трелевочный трактор ТДТ-55 относится к семейству унифицированных гусеничных тракторов „Онежец, предн

ТДТ-55 технические характеристики, особенности конструкции, советы по эксплуатации

История Онежского тракторного завода начинается в 1703 году.

Первое его название – Шуйский оружейный завод. С тех пор он именовался по-разному – Новопетровским, Олонецким Петровским и Александровским заводом.

В 1956 году на этом предприятии с богатой историей было налажено тракторное производство.

В середине шестидесятых годов XX века в серийный выпуск был запущен один из образцов этого завода – тяжелый трелевочный трактор ТДТ-55.

Какие работы выполняет

ТДТ-55 в 1966 году пришел на смену первому советскому трелевочному трактору ТДТ-40 и выпускался в течение 37 лет.

Его главное предназначение – сбор и вывоз с лесозаготовительной площадки спиленных средних и крупных деревьев, в том числе с кронами.

Трелевочный дизельный трактор 55-й серии заслуженно пользуется уважением и доверием у лесозаготовителей, потому что конструкторы этой спецмашины решили главный вопрос – его высокая производительность совмещается с простотой конструкции, надежностью агрегатов и ремонтопригодностью в самых сложных полевых условиях.

Основные характеристики ТДТ-55:

  • вес трактора эксплуатационный с приспособлениями – 9,6 т;
  • геометрические размеры – 5 850х2 357х2 560 мм;
  • дорожный просвет составляет 555 мм;
  • несмотря на очень большой вес, давление гусениц на грунт составляет не больше 0,45 Мпа, что позволяет этой спецмашине работать на грунтах с низкой несущей способностью;
  • максимальная скорость передвижения – 13 км/ч;
  • тяговое усилие, создаваемое трактором, — 3 000 кгс;
  • емкость топливного бака — 140 л.

Особенности конструкции

Основой трелевочного трактора ТДТ-55 является сварная жесткая рама коробчатого типа.

Для защиты элементов двигателя и трансмиссии снизу к раме крепятся специальные листы. Они сделаны откидными и болтами соединяются с лонжеронами и поперечинами. С целью технического обслуживания требуется периодически чистить раму от грязи и остатков древесины.

На раме асимметрично располагается кабина водителя, который одновременно является оператором навесного оборудования.

Кабина хорошо изолирована, имеет большую площадь остекления, позволяющую контролировать рабочее пространство вокруг машины. Есть мощный отопитель и вентилятор.

Управление сознательно упрощено, потому что эта спецтехника работает на удаленных лесистых участках. Поэтому в конструкции предусмотрен минимум электрического оборудования и систем управления им.

Процесс движения регулируется двумя рычагами, с помощью которых осуществляются повороты и торможение машины. Имеются педали: включения сцепления и педаль подачи топлива. Есть рычаги управления лебедкой.

Рядом с кабиной располагается дизельный двигатель, закрытый металлическим капотом. В качестве силовой установки используются дизели СМД-18Н-01 и СМД-14Н. Для запуска смонтирован пусковой двигатель П-10УД со своим редуктором.

Трансмиссия; КПП; гидравлическая, ходовая и топливная системы

Трансмиссия включает в себя сухое сцепление с двумя дисками, имеющее фронтальный тормоз и гидроусилитель.

Кроме того, есть пятиступенчатая несинхронизированная КПП, оборудованная фиксатором включения передач при не нажатой педали сцепления.

В трансмиссии для привода лебедки есть вал отбора мощности. Также имеются карданные передачи и задний мост с ленточными тормозными механизмами.

Гидравлическая система имеет один бак и два раздельных контура, в которых давление создают специальные насосы.

Один контур ГС обеспечивает движение трактора и обслуживается насосом НШ-10. Второй управляет дополнительным оборудованием и рабочими органами с помощью насоса НШ-50.

Ходовая система состоит из: рычажно-балансирной подвески, имеющей пружинное подрессоривание; направляющих колес, на которых есть натяжные и амортизирующие устройства; ведущих колес и гусениц.

Топливная система ТДТ-55 имеет особенности. Она состоит из основной и резервной систем.

Основная ТС работает постоянно. Резервная включается в случае, если требуется добавить мощность двигателю или отказывает основная система.

Однако мощности одной резервной ТС хватает только для того, чтобы вернуться на базу для ремонта на самом малом ходу.

Рабочими органами ТДТ-55 являются трелевочный щит, лебедка, бульдозерный толкатель.

Модификации и комплектации модели

За 37 лет выпуска этой спецтехники конструкторы производили доработки на агрегатах и теперь, благодаря хорошим ходовым, маневренным и тяговым качествам, а также возможностям смены навесного оборудования применение этого трактора расширилось.

Его используют не только в лесозаготовительном деле, но и в других областях хозяйственной деятельности. Всего за этот период было выпущено две модификации ТДТ-55:

  • ТДТ-55А-05 – эта модель имеет более современный сильный дизель Д-245Л, развивающий мощность 100 лошадиных сил и имеющий максимальную скорость больше 15 км/ч, кроме того, меньшее давление гусениц на грунт – 0,4 Мпа;
  • ЛХТ-55 – на этой модели установили самосвальную стальную платформу, передний и задний ВОМ и навесное подъемное оборудование.

Предназначается этот трактор для лесовосстановительных работ, а также для чистки лесосек, вырубок и других производственных площадок.

Базовый трактор ТДТ-55 и две его модификации используют как рабочие машины широкого применения в разных сферах деятельности:

  • при трелевочных работах во время валки леса;
  • как пакетирующие машины при лесозаготовительных работах;
  • как бесчокерные трелевочники;
  • при сучкорезных работах;
  • в качестве погрузочных, землеройных или дорожно-строительных машин при работе на сложных грунтах или в местностях, поросших густой растительностью;
  • из-за уникальных качеств этот трактор достаточно часто применяют при проведении геологоразведочных работ;
  • при любой лесохозяйственной деятельности.

Большую популярность ТДТ-55 получил по причине своей простоты в использовании, возможности сделать ремонт в самых сложных условиях, а больше всего – из-за высокой работоспособности узлов и агрегатов.

Кроме того, запчасти к этим тракторам достаточно доступны для приобретения и относительно недороги.

Производители смогли добиться такой долговечности от конструкции и агрегатов за счет того, что использовали самые высокопрочные и надежные материалы, а также постоянно работали над упрощением механизмов.

На сегодняшний день на тракторном рынке имеются аналоги ТДТ-55. Это «Онежец-300», ТЛТ-100А, Т-147, ТТ-4М-23К и «Беларус-1502».

Что представляет собой лебедка

Лебедка на этом тракторе относится к трелевочному оборудованию. По типу она реверсивная, с одним барабаном. Для управления ею установлен ВОМ, соединенный с КПП через отдельный промежуточный редуктор.

Лебедка имеет ленточный тормоз, который управляется через специальный механизм посредством рычага, находящегося в кабине.

Во время работы лебедка управляется двумя механизмами:

  • рычагом включения и обратного хода лебедки;
  • рычагом управления муфтой лебедки.

Диаметр применяемого троса лебедки – 19-21 мм. В барабане умещается 40 метров троса. Максимальное усилие, которое может развивать лебедка, — 76,5 кН. Тяговое усилие, развиваемое лебедкой на нижних витках каната, составляет 66 кН (или 6 770 кгс).

Все оборудование лебедки, включая ВОМ, требует постоянного ухода из-за повышенной нагрузки на эти агрегаты. Основной – это регулярная и тщательная смазка агрегатов согласно имеющейся схемы. Также надо постоянно очищать все это оборудование от грязи и щепок.

Не лишним будет изучить инструкцию по управлению лебедкой трактора ТДТ-55, из которой можно более подробно узнать ее технические характеристики.

Параметры двигателей

Подбирая двигатели для установки на эту неприхотливую специальную технику, производители исходили из того, чтобы не усложнить общую конструкцию и в то же время получить максимально возможный эффект от двигательной установки.

Первоначально выбор был сделан в пользу дизеля СМД-18Н.01:

  • четырехтактный дизельный ДВС с непосредственным впрыском и турбонаддувом, водяного охлаждения;
  • диаметр цилиндра – 120 мм;
  • объем двигателя – 6,3 литра;
  • ТНВД чешского производства;
  • мощность в л. с. – 100;
  • номинальные обороты – 1 800;
  • расход дизтоплива удельный – 224 г/кВт.ч;
  • вес дизеля в среднем – 800 кг.

В комплектациях ТДТ-55А и ЛХТ-55 устанавливался дизель СМТ-14 со следующими техническими характеристиками:

  • четырехцилиндровый бескомпрессорный ДВС, имеющий вихрекамерное образование смеси;
  • мощность в л. с. – 75-80;
  • номинальные обороты – 1 800;
  • расход дизтоплива удельный – 218 г/кВт.ч.

На более поздних комплектациях ТДТ-55А-05 стали устанавливать двигатели Д-245Л:

  • рядный четырехтактный дизель с газотурбонаддувом;
  • вес двигателя – 490 кг;
  • мощность в л. с. – 105;
  • максимальный крутящий момент – 384 Нм;
  • номинальные обороты – 1 400;
  • цилиндр диаметром – 110 мм;
  • рабочий объем – 4,5 л;
  • расход дизтоплива удельный – 220 г/кВт.ч.

Цены на трелевочные трактора

Сегодня на рынке специальной техники можно встретить предложения по продаже ТДТ-55 в различном техническом состоянии.

Трактора, требующие ремонта, можно купить по цене от 700 тыс. рублей. ТДТ-55 в отличном рабочем состоянии продаются по цене от 1 млн 500 тыс. до 1 млн 800 тыс. рублей.

Несмотря на то, что производить эти машины прекратили еще в 2003 году, до сих пор можно найти предложение новой спецтехники с отличными техническими характеристиками по ценам от двух миллионов рублей и выше.

Трелевочный трактор ТДТ-55 относится к семейству унифицированных гусеничных тракторов „Онежец», предназначенных для проведения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ. На нем установлены дизели с пусковыми двигателями. (алтайагромаш)

Трелевочный трактор ТДТ-55 и Лесозаготовительные трелевочные трактора ТДТ-55А, ТЛТ-100А, ТЛТ-100-06 (болотоход), ТТ-4, ТТ-4М, ЛТ-72, К-700, К-701 и Двигателя А-01М, А-41, Д-442 и их модификации, поставляемые на рынок России компаниями «АЛТАЙАГРОМАШ» и «ЛЕСМАШ-ТР» относится к семейству унифицированных гусеничных тракторов „Онежец», предназначенных для проведения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ. На нем установлены дизели с пусковыми двигателями.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ТДТ-55. УСТРОЙСТВО ТРАКТОРОВ ТДТ-55

Все узлы и агрегаты трактора и Лесозаготовительные трелевочные трактора ТДТ-55А, ТЛТ-100А, ТЛТ-100-06 (болотоход), ТТ-4, ТТ-4М, ЛТ-72, К-700, К-701 и Двигателя А-01М, А-41, Д-442 и их модификации, поставляемые на рынок России компаниями «АЛТАЙАГРОМАШ» и «ЛЕСМАШ-ТР» смонтированы на раме, пред­ставляющей собой прочную и жесткую сварную конструкцию коробчатого типа. В передней части рамы на 3-х опорах с резинометаллическими амортизаторами (передней и двух задних) установлен ди­зель, к картеру маховика которого закреплена коробка переменных передач, а в задней торцевой части рамы — блок заднего моста, включаю­щий главную передачу, механизмы поворота, тормоза и бортовые передачи.
Вторичный вал коробки переменых передач соединен с ведущей шестерней главной передачи при помощи вала с двумя упругими муфтами.
Между дизельным двигателем и коробкой переменых передач установлена муфта сцеп­ления, вал которой соединяется с первичным валом коробки переменых передач посредством зубчатой муфты. Передний конец вала муфты входит в уплотненный каркасным сальником ролик- подшипник. Между зубчатой муфтой и муфтой выключения сцепления размещен дисковый тормозок для обеспечения прочного торможения и остановки первич­ного вала коробки передач при выключении муфты сцепления и по­следующего плавного безударного ввода шестерен коробки переменых передач в зацепление при переключении передач.
Ходовая часть трактора и Лесозаготовительные трелевочные трактора ТДТ-55А, ТЛТ-100А, ТЛТ-100-06 (болотоход), ТТ-4, ТТ-4М, ЛТ-72, К-700, К-701 и Двигателя А-01М, А-41, Д-442 и их модификации, поставляемые на рынок России компаниями «АЛТАЙАГРОМАШ» и «ЛЕСМАШ-ТР» включает подвеску с опорными кат­ками, направляющие колеса с натяжными и амортизирующими устройствами, ведущие колеса и гусеничные ленты.
Подвеска состоит из четырех одинаковых кареток, шарнирно соединенных с рамой рычагами, нижние головки которых свободно опираются на пружины, закрепленные в кожухах на лонжеронах рамы. Ведущие колеса насажены на шлицы ведомого вала борто­вой передачи и закреплены с торца болтами.
Гусеничная лента представляет собой замкнутую ленту из литых звеньев, соединенных шарнирно пальцами, охватывающую веду­щее, направляющее колеса и опорные катки.
Передняя часть рамы снабжена раскрылками, к которым кре­пится закрытая одноместная комфортабельная кабина, объединенная в одно целое с капотом.
Тракторы ТДТ-55 и Лесозаготовительные трелевочные трактора ТДТ-55А, ТЛТ-100А, ТЛТ-100-06 (болотоход), ТТ-4, ТТ-4М, ЛТ-72, К-700, К-701 и Двигателя А-01М, А-41, Д-442 и их модификации, поставляемые на рынок России компаниями «АЛТАЙАГРОМАШ» и «ЛЕСМАШ-ТР», предназначенные для работы в условиях полу тропического и тропиче­ского климата, оснащены полуоткрытой кабиной. На левом раскрылке рамы, являющемся одновременно днищем кабины, уста­новлены передний мостик управления трактором, гидроусилитель и регулируемое мягкое сиденье оператора.
Капот состоит из двух секций, открываемых: одна — изнутри кабины, другая — с правой стороны трактора. Под капотом распо­ложены дизель, водяной и масляный радиаторы, жалюзи, топлив­ный и масляный баки, гидрораспределитель, бак пускового дви­гателя, аккумуляторная батарея. Спереди все подкапотное про­странство защищено съемной решеткой. Между решеткой и жалюзи установлена легкосъемная сетка, предохраняющая радиа­торы от засорения.
Тракторы оборудованы лебедкой, установленной на раме за кабиной, передним подъемно-навесным устройством и толкателем. Привод лебедки осуществляется через промежуточный редуктор, установленный на поперечной связи рамы, от вала отбора мощ­ности в коробке передач с помощью двух карданных валов.
На тракторе ТДТ-55А и Лесозаготовительные трелевочные трактора ТДТ-55А, ТЛТ-100А, ТЛТ-100-06 (болотоход), ТТ-4, ТТ-4М, ЛТ-72, К-700, К-701 и Двигателя А-01М, А-41, Д-442 и их модификации, поставляемые на рынок России компаниями «АЛТАЙАГРОМАШ» и «ЛЕСМАШ-ТР» имеются посадочные места для монтажа навески двухточечной НД-2.
Погрузочное устройство содержит оборудованный блоком по­грузочный щит, шарнирно соединенный с рамой трактора при по­мощи поворотной рамки, установленной в кронштейнах, и опорные ролики, по которым в процессе подъема или опускания переме­щается погрузочный щит.
Кузов представляет собой платформу с четырьмя бортами, из которых левый открывается наружу при опрокидывании его, а зад­ний борт с наклонной частью пола открывается внутрь для обеспе­чения необходимого обзора при работе трактора с навешенными орудиями. Передний борт выполнен с закрываемым крышкой про­емом для лебедки. При снятии крышки обеспечивается возмож­ность работы лебедкой.
Заднее подъемно-навесное устройство имеет две продольные тяги с ограничителями и одну центральную тягу, предназначенные для навешивания орудий (машин) на трактор, и подъемный меха­низм для перевода навешенных машин из рабочего в транспортное положение. Продольные тяги шарнирно соединены с прицепным устройством трактора, а центральная тяга — шарнирно с валом подъемного механизма, включающего ферму из двух кронштейнов и соединительных элементов. Кронштейны закреплены на раме трактора и на приливах картеров бортовых передач. На ферме смонтированы рычаги подъема, соединенные шарнирно с продоль­ными тягами при помощи раскосов, и гидроцилиндра привода.
Управление задним и передним подъемно-навесными устройст­вами осуществляется из кабины оператора.
Задний вал отбора мощности (ВОМ) прикреплен к корпусу заднего моста. Он имеет привод через карданный вал от ведущего вала редуктора привода лебедки.
Гидравлическое оборудование тракторов объединено в две ав­тономные, раздельно-агрегатные гидравлические системы, питаю­щиеся от общего гидробака: гидросистему технологического обо­рудования и гидросистему управления трактором. Насосы этих гидросистем установлены на дизеле. Гидросистема технологического оборудования предназначена для подъема, опускания и фик­сирования в определенном положении погрузочного щита, кузова, переднего и заднего подъемно-навесных устройств, а гидросистема управления — для снижения усилий, прикладываемых к рычагам управления бортовыми фрикционами и педали управления муфтой сцепления.
На кабине трактора установлены четыре фары, из которых две в блоке со звуковым сигналом на съемном лобовом листе капота и две — на задней стенке кабины. Одна из задних фар — поворот­ная.
Трактор и Лесозаготовительные трелевочные трактора ТДТ-55А, ТЛТ-100А, ТЛТ-100-06 (болотоход), ТТ-4, ТТ-4М, ЛТ-72, К-700, К-701 и Двигателя А-01М, А-41, Д-442 и их модификации, поставляемые на рынок России компаниями «АЛТАЙАГРОМАШ» и «ЛЕСМАШ-ТР» снабжен стеклоочистителями лобового и заднего сте­кол кабины, солнцезащитным щитком и зеркалом заднего вида.
На задней связи капота лесохозяйственного трактора имеется штепсельный разъем, позволяющий подключать на навешиваемых на трактор машинах кнопку сигнала для двусторонней связи с трактористом.

Марка ТДТ-55А
Тип гусеничный
Тяговый класс 3
Масса в комплектации поставки, кг:
конструктивная 9000
эксплуатационная 9400
Максимальная грузоподъемность, кг. 4200
Скорость движения, км/ч:
1-я передача 2,89
2-я передача 3,89
3-я передача 5,07
4-я передача 7,89
5-я передача 12,80
задний ход 2,69
Число передач:
переднего хода 5
заднего хода 1
Наибольшее из средних условных давлений на грунт, МПа 0,045
Дорожный просвет, мм 555
Предельный угол подъема, спуска, крена, преодолеваемый трактором, град 20
Предельная глубина брода, преодолевае­мого трактором, м 0,8
Предельная высота преодолеваемого препятствия, мм 500
Ширина колеи, мм 1690
База, мм 2310
Наименьший радиус поворота, град . 2,5
Габаритные размеры, мм:
длина 5850
ширина 2357
высота 2560
Размеры движителя, мм:
условная длина участка, находящегося в контакте с опорной площадкой 2310
ширина гусеницы 420 (440)
высота грунтозацепа 35
шаг гусеницы 134
Углы продольной и поперечной статической устойчивости, град, не менее 35
Дизель
Марка СМД-14БН, СМД-18Н.01
Тип четырехцилиндровый, четырехтактный жидкостного охлаждения с непосред­ственным впрыском
Эксплуатационная мощность, кВт (л. с.) 58,8 (80)
Удельный расход топлива тракторов при эксплуатационной мощности дизеля, г/кВт-ч (г/л. с-ч) 252(185)
Норма расхода топлива тракторов г/кВт-ч (г/л. с-ч) 252(185)
Относительный эксплуатационный расход масла к расходу топлива, %:
общий 1,6
на угар 0,7
Система пуска пусковой двигатель П-10УД
Предпусковой подогреватель жидкостный ПЖБ-300В
Охлаждение жидкостное принудительное
Трансмиссия
Сцепление фрикционная, двухдисковая муфта сухого трения, постоянно замкнутая, механическая
Коробка передач пятиступенчатая, с подвижными шестернями, с блокирующим переключением передач, с отбором мощности на привод лебедки
Карданная передача вал с упругими элементами
Главная передача пара конических шестерен
Механизмы поворота две многодисковые муфты сухого трения, постоянно-замкнутого типа
Тормоза ленточные, сухого трения
Бортовые передачи два одноступенчатых редуктора с ци­линдрическими зубчатыми колесами
Ходовая система
Гусеница цельнолитые стальные звенья, соеди­ненные плавающими пальцами
Подвеска рычажно-балансирная, четырехкатковая, с двумя цилиндрическими пру­жинами сжатия на борт
Опорные катки и направляющие колеса одноребордные, литые
Ведущие колеса одновенцовые, литые
Механизм натяжения гусеницы винтовой
Амортизирующее устройство механическое, с винтовой цилиндри­ческой пружиной сжатия
Рама и прицепное устройство
Рама сварная конструкция из швеллеров, труб и листов
Прицепное устройство жесткая балка с проушиной
Управление
Дизель рычажное — ручной рычаг и ножная педаль
Сцепление рычажное, ножное, с использованием секции гидроусилителя
Коробка передач рычажное, ручное
Механизмы поворота и тормоза рычажное, ручное, с использованием двух секций гидроусилителя
Технологическое оборудование гидропривод с ручным управлением
Гидросистема управления трактором:
гидроусилитель сцепления и механиз­мов поворота моноблочный, трехсекционный, следящий по перемещению
гидронасос:
тип шестеренный, левого вращения НШ10Е-3-Л
рабочий объем насоса, см3 …. 10
давление, МП а (кгс/см2) 6,5—7,5 ((65—75)
объемная подача насоса при номи­нальной частоте вращения дизеля,
дм3/с (л/мин), не менее 0,276 (16,5)
Гидросистема технологического оборудо­вания:
тип раздельно-агрегатный
номинальное давление, МПа (кгс/см2) 10 (100)
количество независимых потоков … 1
гидронасос:
тип шестеренный, левого вращения
НШ50У-2-1 ГОСТ 8753—71
рабочий объем насоса, см3 …. 50
объемная подача насоса при номи­нальной частоте вращения дизеля,
дм3/с (л/мин) 1,2 (72)
Гидрораспределитель клапанно-золотниковый, четырехпозиционный, количество золотников — 3 Давление настройки предохранительного клапана гидрораспределителя, МПа
(кгс/см2) 13—14 (130—140)
Гидроцилиндры поршневые, двухстороннего действия
Контрольно-регулирующая гидроаппара­тура и вспомогательные устройства . . . дополнительные разгрузочные клапаны в гидроприводе щита для трактора ТДТ-55А
Фильтр из сетчатых дисковых фильтрующих элементов
Электрооборудование и контрольные приборы
Электрооборудование низковольтное, постоянного тока
Напряжение 12 В
Система электропередачи однопроводная („минус» на массу)
Источники тока:
генератор переменного тока со встроенным вы­прямителем
реле-регулятор транзисторного типа
аккумулятор батарея стартерного типа емкостью
75 А.ч
Электростартер пускового двигателя четырехполюсный электродвигатель постоянного тока
Электродвигатели вентиляторов мощностью 15 Вт
Источники света две передние и одна задняя фары, задняя поворотная фара, плафон, лампа освещения щитка приборов и переносная лампа
Сигнал электрический, шумовой, постоянного тока, уровень громкости не менее 110 дБ, снабжен штепсельным разъ­емом для подключения дополнитель­ной точки управления
Стеклоочиститель переднего стекла . . . электрический, однощеточный, двух-
скоростной
Стеклоочиститель заднего стекла ручной
Включатель массы с ручным управлением
Кабина и сиденье
Кабина одноместная, закрытая металличе­ская, изолированная от двигателя, с откидным капотом, оборудована вентиляцией и обогревом
Сиденье одноместное со спинкой, регулируе­мое по длине
Технологическое оборудование
Лебедка:
тип однобарабанная, реверсивная с коническо-цилиндрическим редуктором
привод от коробки передач через промежуточный редуктор и два карданных
вала автомобильного типа
тормоз ленточный, с автоматическим включением муфтой свободного хода
диаметр каната, мм 21
Переднее подъемно-навесное устройство шарнирный четырехзвенник, закреп­ленный с помощью кронштейнов на раме трактора, имеет гидропривод подъема и опускания
Толкатель сварной, шириной 2240 мм, устанав­ливается на переднем подъемно-навесном устройстве
Погрузочное устройство откидной щит на шарнирной гидро-управляемой раме с блоком для ка­ната

Заправочные вместимости (дм3)
Топливный бак дизеля 105
Топливный бак пускового двигателя . . . 5,5
Топливный бак подогревателя 5,5
Система охлаждения 35
Система смазки дизеля 21
Картер редуктора пускового двигателя . . 0,30
Картер регулятора пускового двигателя 0,6
Коробка передач 3,5
Главная передача 2,4
Бортовые редукторы 3,5X2 = 7″
Ступицы опорных катков и направляющих колес 0,75Х(8+2)=7,5
Оси рычагов ходовой системы 2,7X2 = 5,4
Оси кареток 0,4X4=1,6
Оси кривошипов 1,4X2 = 2,8
Редуктор лебедки 3,5
Барабан лебедки 0,6
Редуктор привода лебедки 0,6
Редуктор ВОМ 1,2
Корпус привода насоса 0,1
Муфта свободного хода лебедки …. 0,12
Гидросистема 43
в том числе бак 25

СКОРОСТИ И ТЯГОВЫЕ УСИЛИЯ (РАСЧИТАННЫЕ БЕЗ УЧЕТА БУКСОВАНИЯ НА ТВЕРДОМ ГРУНТЕ)

От рассвета до заката: На щите и под щитом

По сей день на необъятных лесных просторах страны можно встретить трелёвочную технику, сохранившую в себе черты неказистого RSO. Жизнь служителя Вермахта закончилась на фронтах Второй Мировой, но трофейный RSO, подобно Фениксу, возродился в народном хозяйстве страны Советов, став прототипом легендарного «Онежца» марки ТДТ. Захватчик должен был покорить (и по-своему покорил) оплот республик свободных, а точнее — леса своим трудолюбием и безотказностью.

Первая попытка создания трелёвочного трактора в 1938 году не увенчалась успехом. И в период 1945-46 гг. по приказу Министра транспортного машиностроения СССР актив конструкторских организаций страны усердно вёл разработки и испытания опытных образцов гусеничных трелёвочных тракторов. В результате плодотворной работы увидел свет первый в СССР серийный трелевочный трактор марки КТ-12. Его появление было финалом кропотливого труда сотрудников Ленинградской лесотехнической академии, Гипролесмаша и Ленинградского Кировского завода, где в 1948 году был поставлен на серийный поток КТ-12. Отсюда и аббревиатура КТ — Кировский Трактор.

Машина имела оригинальную компоновку, которую в основном сохранили и современные трелёвочные тракторы: спереди, на раме трактора, располагались двигатель и двухместная деревометаллическая кабина, а за ними реверсивная лебедка с усилием на крюке 3500 кгс, неподвижный коник с вращающимися роликами и откидной погрузочный щит. На тот момент трактор имел размеры 4505 х 1850 х 2415 мм и массу 6000 кг. Оригинальная рычажно-балансирная ходовая часть трактора на четырёх катках с каждой стороны обеспечила ему незаурядную для подобных машин проходимость, а сплошное днище рамы защищало двигатель и силовые агрегаты трансмиссии от повреждений. В силовую трансмиссию трактора входило сцепление, пятиступенчатая КПП без синхронизаторов, карданный вал, главная передача и бортовые передачи с тормозными механизмами. Ещё одной особенностью нового трактора был двигатель мощностью в 35 л. с. — газогенераторный, шестицилиндровый, четырехтактный ЗИС-21А, работающий на древесных чурках, угле или торфе. Справа за кабиной разместили газогенераторную установку марки ХТЗ-Т2Г. При этом отбор газа шёл из нижней части установки, уменьшая в разы загрязнение внутренних систем двигателя смолистыми веществами и другими продуктами горения твердого топлива. Кроме того, имелась альтернативная топливная система, работающая на бензине марки А-66, и карбюратор.

Сам двигатель запускали электростартером либо пусковой рукояткой вручную. На тракторах КТ-12 поздних выпусков внедрили газогенератор другой марки — ЗИС-352Т. Электрооборудование (12V) трактора включало в себя генератор, две передние фары, две фары, расположенные на тыловой части кабины для освещения фронта работ погрузочного щита, и плафон освещения внутри кабины. Трактор укомплектовали и двумя 6-вольтовыми аккумуляторными батареями марки 3-СТ-98 с последовательным соединением.

Один из первых трелевочных тракторов КТ-12, изготовленных на ЛКЗ в 1947 г.

Очередные конструктивные метаморфозы

С вводом в строй в 1950 году Минского тракторного завода массовое производство КТ-12 было передано туда. На МТЗ выпуск КТ-12 продолжался относительно недолго — с августа 1951 по 1956 год. В этот период специалисты непрерывно работали над совершенствованием конструкции трактора, повышая его эффективность, производительность и надёжность. В итоге, в 1955 году появился усовершенствованный вариант под маркой КТ-12А с увеличенным гарантийным сроком службы до 1500 моточасов вместо 1000 у КТ-12, а затем и новая модель ТДТ-40 класса тяги 2 тс, основой для которой оставался всё тот же КТ-12. Разрабатывал ТДТ-40 коллектив конструкторов МТЗ под руководством главного конструктора, лауреата Сталинской премии И. И. Дронга. Затем в 1956 году, по решению правительства, модель передали для освоения на Онежский тракторный завод. Главной особенностью ТДТ-40 стало наличие нового, работавшего на дизельном топливе, двигателя Д-40Т, унифицированного с дизелями марки Д-40К и Д-36, в результате чего трактор избавился от громоздкой установки преобразования твердого топлива в горючий газ.

В результате конструкторских изысканий у ТДТ-40 значительно улучшилось распределение веса по опорным ходовым каткам, от чего уменьшилась его склонность вставать на дыбы при формировании пакета срубленных деревьев. Погрузочный щит тоже претерпел изменения: теперь он откидывался при помощи торсионов, стал шире и прочнее. Его грузоподъёмность — 2500 кг. Тяговое усилие лебедки повысилось до 4470 кг, а это почти на тонну больше чем у КТ-12. Продольная устойчивость трактора тоже улучшилась. Модернизация узлов трансмиссии позволила повысить тяговые усилия до 3270 кг на первой передаче. Скорость движения у ТДТ-40 изменялась в диапазонах от 2,16 км/час на первой передаче до 11,65 км/час на пятой. Скорость заднего хода — 2,9 км/час. Всего у трактора пять передач переднего хода и одна заднего. Габаритные параметры ТДТ-40 — 4500 х 1830 х 2430 мм. Колея — 1480 мм, ширина траков гусениц — 340 мм, дорожный просвет — 540 мм. При массе трактора в 6450 кг удельное давление на грунт составляло 0,46 кг/см. Экземпляры трактора ТДТ-40 проходили испытания в одном из леспромхозов Минской области и в реальных производственных условиях с полной нагрузкой в Крестецком леспромхозе ЦНИИМЭ.

Прототип RSO после испытаний

Новое имя — новые возможности

На 1961 год пришлась очередная крупная модернизация трактора, и он получил новое имя — ТДТ-40М. Экспериментальный образец машины изготовили ещё в апреле 1960-го, а массово модель использовали на лесоразработках до конца 1960-х гг. Как и у любой серьезной машины, основой всему у этого трактора служит рама, состоящая из двух лонжеронов, поперечных связей в виде трубы, угольников и закрывающего всю конструкцию днища. Спереди на раме имелся мощный буфер из трубы прямоугольного сечения и буксирные крюки. Компоновка и расположение агрегатов остались прежними. Однако двигатель заменили на Д-48Т, унифицированный с общепринятым двигателем Д-48Л сельскохозяйственных тракторов МТЗ и ЛТЗ. Благодаря увеличенной мощности двигателя до 48 л. с. (при 1500 об/мин) у трактора ТДТ-40М возросла рейсовая нагрузка почти на 20% (объём вывозимой древесины с 4-6 м 3 увеличился до 5-8 м 3 ). Пусковым устройством служил широко распространённый и поныне одноцилиндровый двигатель ПД-10М, работающий на бензине с добавлением моторного масла для устранения трения в надпоршневом пространстве цилиндра. Единственным негативным фактом форсирования двигателей трелёвочных тракторов всегда оставалась склонность вставать на дыбы при сборке и транспортировке пакетов древесины. И чем мощнее двигатель, тем выше динамика трактора.

На модернизированном ТДТ-40М изменения свелись к смещению центра тяжести ближе к переду путём конструктивного перемещения ходовой системы относительно рамы на 130 мм. Следующим внедрением стала гидрообъёмная система с насосом НШ-46У, предназначенная, в основном, для приведения в движение погрузочного щита, что значительно облегчило труд тракториста и обеспечило безударную погрузку пакета деревьев на трактор, а это, в свою очередь, повысило надёжность рамы и ходовой части трактора. Однако подъём погрузочного щита с пакетом древесины на трактор осуществлялся только тяговым усилием троса лебёдки. Гидропривод в данном случае нейтрализуется путём включения рычага гидрораспределителя в плавающее положение. В этом случае обе полости гидроцилиндра соединяются с гидробаком, и поршень вместе со щитом под действием внешних сил свободно перемещается. Далее, в транспортном положении, гидрораспределитель переводят в нейтральное положение и начинают транспортировку груза. Проще говоря, на тракторах ТДТ-40М гидросистема выполняла только сброс и подъём порожнего щита. Кроме основной задачи гидравлическая система позволяла использовать трактор на других лесотехнических работах. Для этого необходимо было демонтировать погрузочный щит и установить вместо него необходимое гидроуправляемое оборудование. Для монтажа передней гидрофицированной навески также были предусмотрены монтажные места. Для управления рабочими органами в гидравлической системе установили трёхзолотниковый распределитель Р75-В3. На основных работах по трелёвке пакетов древесины был задействован лишь один золотник, поэтому в кабине имелся один рычаг управления гидросистемой, но при монтаже иного оборудования на трактор, подключались и другие золотники.

Компоновка трелевочного трактора ТДТ-40. Онежский завод, 1958 г.

Кабина на тракторе ТДТ-40М устанавливалась всё та же, что была и у предшествующих моделей — закрытого типа, двухместная, деревометаллическая. Её каркас, кроме основания из металлического уголка, изготовливали из деревянных брусков и обшивали фанерой. Передняя стенка кабины с резким наклоном, в нижней части с вырезом под капот. Из двух передних окон одно, левое, открывающееся; в открытом положении его можно фиксировать при помощи пружинных стопоров, а в закрытом — специальной защёлкой. Снаружи на передней стенке смонтированы две фары. Боковые стенки с дверными проёмами. Двери, закрывающие их, навешаны на петлях и имеют замки с ручками. На дверях установлены съёмные окна с листовым целлулоидом. Как правило, трактор эксплуатировали всегда без них. В задней стенке также имелось одно окно по середине, и оно тоже открывалось. Снаружи это окно защищала сетка из толстых прутков. Задние фары при помощи кронштейнов монтировались также на задней стенке, в её верхней части. Внутри кабины, прямо по середине, установлен капот двигателя, состоящий из верхнего листа и двух съёмных боковин. Продолжение капота выходит за пределы кабины и заканчивается облицовкой радиатора. По разные стороны капота установлены два кресла. Левое кресло со спинкой, для тракториста, правое, без спинки, для помощника или стажёра. Под правым сиденьем размещался ящик для хранения инструмента, принадлежностей и мелких деталей.

К сожалению, наличие большого количества органов управления в небольшой кабине, в основном в виде массивных рычагов, сильно стесняло движения тракториста и влияло на его утомляемость. Оно и понятно — ведь, например, усилие, прилагаемое к рычагам управления муфтами поворота и на педали выключения главной муфты сцепления, составляет около 25 килограммов, а за смену трактористу приходилось выключать каждую из муфт до 500-600 раз.

Ходовая часть трактора, состоящая из подвески, гусеничной ленты, опорных катков и натяжного ведомого колеса, была рассчитана на эксплуатацию исключительно в неблагоприятных условиях, воспринимая при этом, как вес самого трактора, так и перевозимых им грузов. Поэтому все детали и узлы ходовой части изготовливались с солидным запасом прочности. Каждая гусеничная лента трактора набрана из 74 звеньев — траков, представляющих собой стальную фасонную отливку. Ширина гусеницы (траков) — 340 мм, шаг звена — 120 мм.

Трактор ТДТ -55М «Онежец» в работе. Подмосковье, 1994 г.

Интересной особенностью в конструкции гусеничной ленты у трактора ТДТ-40М является наличие пальцев, соединяющих между собой звенья, плавающего типа.

Силовая передача (трансмиссия) трактора относительно простой конструкции, включающая в себя муфту сцепления, коробку перемены передач, карданный вал и блок заднего моста с ведущими звездочками. Пятиступенчатая коробка переключения передач, кроме того, что выполняет функции по изменению тяговых качеств трактора и его скорости, так же служит для отбора мощности на лебёдку. Она позволяет получить пять скоростей движения вперед — от 2,34 км/час на первой передаче до 10,35 км/час на пятой, а также одну заднюю скорость — 2,18 км/час. При этом, тяговые усилия трактора при номинальной мощности дизеля варьировались от 4400 кгс на первой передаче до 480 кгс на пятой. Как было сказано уже выше, крутящий момент от ведомого вала коробки передач к ведущему валу главной передачи осуществлялся трубчатым карданным валом с упругими элементами. К раме трактора блок крепится при помощи восьми болтов.

Кроме того, в конструкцию блока входили муфты поворота, тормоза и механизмы управления ими. Конечным элементом в трансмиссии являлись бортовые передачи, на ведомых валах которых монтировались ведущие звездочки привода гусениц. Во избежание скопления и уплотнения инородных предметов, снега и грязи в зоне контакта ведущих колес с гусеницами, к задним кронштейнам рамы трактора прикреплялись специальные очистители, удаляющие всё лишнее, что попадалось в гусеничный движитель во время рабочего хода. Рабочее технологическое оборудование трактора осталось то же — лебёедка и погрузочный щит. Однако лебёдка устанавливалась с увеличенным тяговым усилием до 5100 кг. Ёмкость барабана лебёдки — 40 метров троса диаметром 17 мм. Скорость вращения барабана — до 30 об/мин. Благодаря нововведениям в конструкцию лебёдки практически удалось устранить влияние тягового усилия троса и деформации рамы на работу червячной пары редуктора. Погрузочное устройство — откидной сварной щит шириной 1700 мм.

Электрооборудование, установленное на тракторе, отличалась простотой и малым количеством потребителей — всего четыре фары ФГ-12-Б1, звуковой сигнал С-44, плафон ПК201А освещения кабины, две лампы ЛК-73 подсветки щитка приборов и переносная лампа. Следует отметить одну особенность — все фары крепились неподвижно, кроме левой задней. Это позволяло машинисту изменять её положение, тем самым регулировать освещение рабочей зоны позади трактора. Источниками электроэнергии являлись генератор Г-12-К и аккумуляторная батарея 6СТ-42. Напряжение в бортовой сети трактора составляло 12 вольт.

Основные геометрические и весовые характеристики трактора остались прежними, как и у предыдущей модели. Отличие обозначилось лишь в размере продольной базы (расстоянием между осями крайних опорных катков) — она увеличилась с 2040 до 2400 мм. Благодаря этому центр тяжести машины несколько сместился вперёд, и это положительно отразилось на динамике трактора, уменьшилась склонность к вздыбливанию во время погрузки деревьев на щит и обеспечило более равномерное распределение нагрузки по опорным каткам.

ТДТ-40 на пьедестале возле главного корпуса Онежского тракторного завода

В итоге можно обозначить, что благодаря оптимизации конструкции трактора его удельная металлоемкость по сравнению с предшественником, со 162,5 килограммов на одну лошадиную силу мощности уменьшилась до 35 кг/л. с. Так же стоит отметить, что в модели ТДТ-40М более массово применялись низколегированные стали, гнутые профили и различные пластмассы.

В 1967 году с онежского конвейера сошёл новый универсальный лесопромышленный трактор ТДТ-55, который впоследствии переродился в обновлённый «Онежец» ЛХТ-55. Сегодня один из образцов ТДТ-40 установлен на пьедестале возле главного корпуса Онежского тракторного завода как символ отечественного машиностроения эпохи Советов. А предприятие продолжает выпускать линейку модифицированной техники для лесной и других отраслей промышленности на базе современного трактора марки «Онежец-300» с комплектующими и навесным оборудованием как отечественных, так и зарубежных производителей.

Читайте также:  Как работают «плавающие» сайлентблоки Brutal; s
Ссылка на основную публикацию
Транспондер для платных дорог разновидности устройств, принцип работы, инструкция по эксплуатации
Инструкция по установке и эксплуатации транспондера «T-pass» Каждый водитель, решивший использовать транспондер «T-pass», должен знать правила его установки – ведь...
Тормозная система КамАЗ — Устройство и принцип работы
Инструкция по эксплуатации камаз 43118 КамАЗ-43118: многофункциональный универсальный грузовик Инициатива создания КамАЗ-43118 принадлежала министерству обороны России. Военные нуждались в надежном...
Тормозную жидкость необходимо проверять не реже одного раза в год, в том числе с помощью тестера тор
Как понять, что тормозную жидкость пора менять Тест карманного анализатора - – автомобильный журнал Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают...
Транспондер ЗСД – где купить, как проверить и пополнить баланс
Транспондеры какой выгоднее Транспондеры: какой выгоднее? Что такое транспондер? Транспондер — небольшое электронное устройство, позволяющее проезжать пункты оплаты проезда без...
Adblock detector