Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей — Правовая защита

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам — предрейсовые медицинские осмотры

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Законодательство по предрейсовым медицинским осмотрам

Мы работаем в рамках Российского законодательства и несем ответственность за качество предоставленных услуг. Это гарантия профессионального обслуживания, с которым не возникает проблем у водителей, выезжающих в рейс.

В своей работе мы учитываем:

    Закон №17 от 18/01-17, который внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08) Приказа №835 «Об утверждении порядка проведения предрейсовых, предвоенных (послевоенных) медосмотров» И другие нормативно-правовые акты.

Когда проводится предрейсовый осмотр

Осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

Медработник должен проводить осмотры в течении всего рабочего дня водителя. Исключение предусмотрено для работников экстренных служб.

Все финансовые затраты на проведение осмотров водителей ложатся на работодателя.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем, он самостоятельно выбирает медучреждение для медосмотра и оплачивает оказанные услуги.

Работодатель может организовать медкабинет на территории транспортного предприятия или заключить договор с медучреждением, имеющим лицензию на казание услуги проведения медосмотра.

Наша компания с 2015 года занимается оформлением предрейсовых осмотров по всей России.

Мы оказываем услуги напрямую, минуя все цепочки посредников.
Если у вас есть вопросы или вы хотите заказать услуг – позвоните нам.

Новый закон №17 от 18/01-17 внес поправки в Приказ Министерства Транспорта РФ №152 (18/09-08).
Данное предписание гласит:
  • Отменить строку п.12, где говорится об обязательном постановлении в путевом листе печати (штампа) предприятия (предпринимателя).
  • Пункт 16.1 данного Приказа дополнить фразой: “Обязать лиц, контролирующих техническое состояние транспорта, выезжающего на линию, указывать время прохождения техосмотра, заверенное подписью с указанием ФИО (фамилию прописывать полностью)”.

Примечание: В связи с этими новшествами, следите за временем прохождения предрейсового медосмотра и техосмотра транспорта. Они не должны совпадать. Между ними предполагается разрыв от 15 до 30 минут. На это обращают внимание проверяющие инстанции (например, Трудовая Инспекция).

Нормативно-правовая база проведения предрейсовых медосмотров

Правовая база медосмотров водителей регламентируется нормативными документами:
    Трудового Кодекса; Федеральных законов; Указов; Предписаний Минздрава и Минтранса РФ; Распоряжениями и рекомендательными письмами уполномоченных лиц государства; Постановлениями арбитражных судов.

Что должно быть на штампе

Кто имеет право проводить осмотры

    Медработник со специальным образованием, имеющим сертификат/лицензию на оказание данного вида услуг; Специальное медучреждение.

Приказ №835 » Об утверждении Порядка проведения предрейсовых (послерейсовых), предсменных (послесменных) медосмотров»

Рассмотрим ту часть документа, которая касается предрейсовых осмотров, т. к. они являются обязательными для всех работающих водителей. Исключения предусмотрены только для экстренных служб: их работникам предписывается обязательное предсменное медицинское освидетельствование.

Когда проводится предрейсовый медосмотр?

Когда проводится предрейсовый медосмотр?

В п.4 приложения указывается: осмотр проводится перед началом рабочего дня водителя.

  • Согласно нормативному документу (Приказ Минтранса №15 от 20/08-04, п. 15), время прохождения медосмотра, инструктажа, технического состояния транспорта является рабочим.
  • Медработник должен проводить осмотры в течение всего рабочего дня водителя, управляющего автотранспортом (п. 6). Исключение предусмотрено для работников экстренных служб.

Кто оплачивает расходы на проведение медосмотра?

Кто оплачивает расходы на проведение медосмотра?

В п. 7 данного закона говорится, что все финансовые затраты на проведение осмотров водителей ложатся на работодателя.

Кто имеет право проводить осмотры?

Кто имеет право проводить осмотры?

Это может быть: медучреждение; лицензированная организация; нанятый работник, зачисленный в штат транспортного предприятия.

К лицу, осуществляющему предрейсовый медосмотр предъявляется ряд требований:

  • Медработник обязан иметь специальное образование, пройти обучение, получить сертификат и лицензию на оказание данного вида услуг.
  • Какие судебные решения принимаются по предрейсовым осмотрам при не соблюдении ФЗ
  • С организацией, оказывающей услуги по предрейсовым медосмотрам, работодатель заключает договор, в котором прописываются все нормы сотрудничества. Таким образом часть ответственности за качество осмотра берет на себя медучреждение.
Читайте также:  Шины Nokian Hakka Green 2 - тест Нокиан Хакка Грин 2 отзывы, описание, фото, страна производитель

Какие процедуры входят в осмотр водителя?

Какие процедуры входят в осмотр водителя?

При осмотре медработник выявляет по внешнему виду, поведению, показаниям алкотеста состояние водителя.

  • При подозрении на опьянение (алкогольное, наркотическое, токсическое) проводится более тщательное обследование, требующее дополнительного анализа: взятия мочи.
  • При отказе, выписывается направление в поликлинику, запрещается выходить в рейс. Данная процедура регламентируется приказом Минздрава РФ №40 от 26 февраля.
  • При отсутствии вышеописанных симптомов проводится опрос о наличии жалоб на здоровье, измеряется температура, проверяется пульс.
  • Обязательно измеряется артериальное давление. Если показания имеют отклонение от нормы, можно перемерить давление через 15 – 20 минут, чтобы убедиться в объективности показаний и выписать направление в поликлинику.

Некоторые аспекты, касающиеся осмотра водителей, прописываются в договоре с медучреждением (способ оповещения работодателя, причины отстранения водителей, выявление группы риска и т. п.).

Согласно письму Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, часть 2, работодатель вправе внести изменения в вышеперечисленные функции медработника.

Журнал предрейсового осмотра

Форма ведения журнала разработана в советский период и не отвечает новым требованиям фиксирования данных осмотра. Поэтому с этим документом возникают проблемы. Чтобы выйти из положения и внести в отчетный документ необходимые данные, приходится «нарушать» установленный образец заполнения журнала.

Разные организации выходят из положения, добавляя требуемые графы к утвержденной форме журнала.

    Согласно п. 14 приложения, перечень данных о работнике, который необходимо отразить в журнале, имеет дополнительные пункты: дата рождения, пол и подпись водителя. То, где и как их прописать, придется решать самостоятельно. В новом законе №835 предписывается иметь отдельный журнал для предрейсовых осмотров. Этот отчетный документ разрешается иметь в бумажном или в электронном виде. В последнем варианте усиленная электронная подпись должна быть не только у медика, но и у каждого водителя.

О чем информирует штамп медосмотра?

Штамп содержит информацию о медорганизации, враче и надпись: “Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”.

Предрейсовое освидетельствование водителей

  • 1 Общие сведения
  • 2 Кто проводит медосмотр?
  • 3 Порядок проведения медицинского освидетельствования водителей
    • 3.1 Оформление медицинского заключения
  • 4 Ответственность и стоимость услуг

Каждое предприятие, имеющее в штате водителей, обязано заботиться об их безопасности и соблюдать нормативные правила охраны труда. При перевозке пассажиров и работе со строительной техникой водителям необходимо анализировать большой объем информации и быстро принимать сложные решения, ведь на них лежит ответственность за жизни людей и сохранность техники.

Общие сведения

Управление ТС в нетрезвом или нездоровом виде строго запрещено ПДД и сурово карается законодательством Российской Федерации. Для выявления негодных к работе водителей компаниями проводится особое медицинское освидетельствование перед выездом на рейс.

Любой выезд начинается с направления на медосмотр. Предрейсовое освидетельствование водителей — это обязательная медицинская проверка человека на наличие серьезных отклонений, мешающих работе, а также годность к управлению транспортным средством. В рамках законодательства, такие освидетельствования должны быть ежедневными (до выезда и после выезда на рейс) для всех водителей, работающих с машинами компании. Категории работников, порядок, способ проведения проверки описаны в ст. 213 ТК РФ.

Кто проводит медосмотр?

К проведению медосмотра водителей перед выездом допущены три категории специалистов:

  • приглашенный персонал медицинского учреждения;
  • штатные медработники предприятия;
  • сотрудники специальных центров медицинского освидетельствования.

В первом и третьем случаях заключается договор на проведение предрейсового медицинского освидетельствования водителей. Важно, чтобы все врачи прошли предварительное обучение и получили необходимые лицензии на проведение медицинского освидетельствования.

Порядок проведения медицинского освидетельствования водителей

Проведение предрейсового медицинского освидетельствования осуществляется в несколько этапов:

  • перед каждым выездом проводится беседа с водителем. Выясняется наличие проблем со зрением, слухом, речью, координацией. Водителю предлагают сделать несколько резких движений, проверяют пальцем носовую пробу, хождение по прямой линии, базовые реакции;
  • проводятся замеры пульса и артериального давления;
  • просматривается наличие отклонений во время более ранних выездов;
  • проводится проверка на алкогольное опьянение при помощи медицинского анализатора дыхания (алкотестера);
  • проверяются признаки наркотического опьянения и история отмена выездов по этой причине.

В случае подозрения на последнее, врач может отменить выезд и назначить проверку мочи. На каждое выявление алкогольного или наркотического опьянения заполняется акт «Об обнаружении обстоятельств, препятствующих выезду», сдаваемый начальству.

Водитель может быть не допущен на рейс при выявлении в ходе медицинского освидетельствования следующих признаков:

  • признаков хронической усталости и потери концентрации внимания. По регламенту водитель не может совершать выезд, если не пройдет стандартный тест на усталость;
  • обострения заболеваний (описанных в медицинской карте пациента). При обнаружении работник направляется в больницу, где его осматривают внимательнее;
  • если он не может приступить к работе, выдается заключение и больничный лист. На его выезд ставится другой шофер, прошедший испытание;
  • острых проблем со зрением, слухом, реакцией;
  • повышенного или пониженного АД;
  • возбужденности и заторможенности (вызванных приемом лекарств);
  • алкогольного и наркотического опьянения.

Оформление медицинского заключения

Результаты заносятся в журнал предрейсовых медосмотров водителей. Правила его заполнения строгие и не допускают отклонений: каждая страница должна быть пронумерована, перед каждой записью ставится дата проведения освидетельствования. Если проверка проводится в больнице, то необходима официальная печать учреждения и разрешение на выезд на рейс.

Перечень учитываемой информации:

  • фамилия, имя и отчество водителя;
  • место работы;
  • возраст;
  • наличие отклонений;
  • принятые меры (отстранение от рейса, особые показания);
  • дата и время освидетельствования;
  • данные медицинского работника (ФИО, должность, место работы);
  • отметка в путевом листе о допуске к выезду.
Читайте также:  WD-40 Смазка универсальная - свойства и применение- WD-40 RU

Ответственность и стоимость услуг

Ответственность за своевременное и регулярное проведение медосмотров водителей перед выездом лежит на должностных лицах транспортной компании. Каждое предприятие имеет штат квалифицированных сотрудников, отвечающих за то, чтобы все шоферы прошли медицинское освидетельствование перед выездом, отстраняющих негодных к рейсу и заполняющих необходимую отчетность. Если сотрудниками ДПС ГИБДД или других проверяющих органов будут выявлены явные нарушения, за них будет отвечать работодатель и в частности отдел, занимающийся предрейсовым контролем водителей.

Нарушившие закон могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения им в установленном порядке медицинского освидетельствования).

Нарушение грозит наложением штрафа:

  • на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без специального образования, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В рамках установленных норм медицинское освидетельствование водителей перед выездом проводится за счет работодателя. Для соискателей на должность допустимо прохождение осмотра за свой счет с последующей компенсацией. Для этого необходимо письменно оформить договоренность о выплате средств после получения результатов освидетельствования. Если медицинский осмотр покажет, что есть отклонения и нанять работника никак нельзя, работодатель все равно будет обязан оплатить освидетельствование в соответствии с ч.8 ст. 213 ТК РФ. Чтобы получить компенсацию, нужно написать заявление на имя директора фирмы в вольной форме, приложив чеки и документы.

В случае отказа компании платить за освидетельствование, работник может подать в суд. При наличии подтверждающих бумаг, суд обяжет ответчика выплатить деньги пострадавшему.

Предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей: особенности проведения в 2020 году, требования к организации, проводящей осмотры, и причины отстранения водителей

В средине 90-х годов, с целью обеспечения максимальной безопасности грузовых и пассажирских перевозок, правительство ввело обязательное требование для перевозчиков — предрейсовый медицинский осмотр водителей. Норма продолжает действовать и сегодня. Следует детально изучить эту процедуру с точки зрения нормативного регулирования, а также порядок её проведения, стоимость, регулярность и другие важные моменты, которые актуальны на сегодняшний день.

Действительно, от здоровья водителя много чего зависит. И речь идёт не только о сохранности груза или его пассажиров, а и о безопасности всех других участников дорожного движения. Статистика показывает, что больше половины несчастных случаев с коммерческим транспортом случается из-за резкого ухудшения здоровья водителя во время управления транспортом.

Отметим, что профессия водителя считается одной из самых тяжёлых и опасных. Даже на десятый год такого трудового стажа могут возникнуть серьёзные проблемы с сердечно-сосудистой или нервной системой. Именно они производят к упомянутым выше происшествиям. Таким образом, руководство транспортной сферы страны приняло решение проводить обязательный предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Цель проведения предрейсового осмотра

Практика прохождения медицинских осмотров была известна ещё со времён Советского союза. Сейчас, как и тогда, медосвидетельствование водителей перед выездом проводится со следующими целями:

  • убедиться, что выход водителя на маршрут возможен;
  • проверить отсутствие заболеваний, которые могут мешать управлять автомобилем;
  • выявить тех водителей, которым по медицинским показателям запрещено управлять любым транспортом;
  • профилактика и предупреждение возможных заболеваний в будущем.

Основной задачей предрейсовых осмотров является максимальное обеспечение безопасности дорожного движения во время коммерческих (т.е. с целью получения прибыли) перевозок пассажиров и груза. Фактически, коммерческими перевозками занимаются:

  • водители-дальнобойщики;
  • шофёры автобусов и другого общественного транспорта;
  • таксисты;
  • водители малого коммерческого транспорта, которые занимаются перевозками груза (курьеры или развозчики продуктов);
  • водители специальной и складской техники.

Водители, входящие в группу риска

Существует несколько групп лиц, для которых прохождение освидетельствования является обязательным условием допуска к управлению ТС непосредственно перед каждым выездом. Одной из них является «группа риска». К ней относятся лица:

  • имеющие проблемы с употреблением алкоголя и наркотических веществ, а также принимающие медицинские препараты, которые могут влиять на скорость реакции и возможность управления транспортом;
  • имеющие заболевания хронического характера;
  • которым более 55 лет (50 лет – для женщин);
  • со стажем менее одного года.

Порядок проведения осмотра

Как и любая другая процедура, медицинский осмотр для водителей имеет свои формально-юридические требования. Разберём процедуру по нескольким логическим частям.

  1. Осуществляться проверка должна перед каждым рейсом. Время, потраченное на неё, засчитывается как рабочее. Обычно это занимает не более 15 минут на одного человека.
  2. Проверку могут организовывать работодатели как на самом предприятии, так и в медицинских учреждениях.
  3. Во время освидетельствования врач обязан поинтересоваться об общем состоянии водителя, убедиться в отсутствии у него алкогольного или наркотического опьянения. При необходимости врач может измерить давление, пульс, а также взять необходимые анализы для выявления или предупреждения болезней.
  4. В результате прохождения осмотра водителю ставится штамп врача в путевой лист, а также делается запись в специальный журнал предрейсовых осмотров. С этого момента работа разрешена.

Причины отстранения водителя от рейса

Если во время медицинского осмотра у водителя будет обнаружено заболевание или состояние, которое не позволяет ему садиться в транспортное средство за руль, то это обязательно фиксируется в журнале предрейсовых осмотров. Также врач обязан сообщить об этом руководству предприятия.

Читайте также:  Черный список доменов-мошенников по видеорегистраторам фейк отзывы

Врач имеет законное право на отстранение водителя:

  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также с явной алкогольной интоксикацией (похмельный синдром);
  • имеющего заболевание (или отдельные синдромы), которое будет мешать ему управлять ТС (например, высокая температура при простуде);
  • с повышенным или пониженным артериальным давлением;
  • здоровье которого вызывает сомнение у врача.

Требования к оборудованию медпункта

Стоит отметить, что нормативно регулируется даже место проведения осмотра, а также лица, уполномоченные на это. Таким образом, проверка может осуществляться как на самом предприятии, так и в медицинских учреждениях. Рассмотрим каждый вариант отдельно.

Кто может проводить профосмотры?

Для проведения медицинского осмотра водителей подойдёт не каждый дипломированный врач. Законом установлены такие субъекты проведения процедуры:

  • сертифицированный врач в штате предприятия, с которым подписан трудовой договор на проведение предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • мед. учреждение любой формы собственности, с которым работодатель подписал договор на оказание услуг;
  • собственный медицинский штат работников на предприятии, который сертифицирован и лицензирован Минздравом.

Требования к организации, проводящей предрейсовые осмотры

Учреждение, как исполнитель договора с предприятием, обязано соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, нужна лицензия на оказание медицинских услуг. Во-вторых, необходимо иметь врача, уполномоченного на проведение именно предрейсовых осмотров. В-третьих, такие врачи обязаны пройти специальное обучение и сертификацию.

Требования к кабинету предрейсового осмотра на предприятии

Если работодатель решил сделать на предприятии собственный медицинский кабинет, то он должен обязательно соблюдать следующие нормативные требования:

  • площадь кабинета – не менее 12 кв.м.;
  • наличие оборудования для проведения первичного осмотра – например, термометра, тонометра, стетоскопа и других инструментов;
  • наличие медицинских препаратов для оказания экстренной медицинской помощи;
  • в кабинете должны работать только профессиональные врачи, имеющие соответствующее мед. образование.

Стоимость обследований

Стоимость проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей зависит от того, где они будут проводиться. Конечно, если на самом предприятии – это обойдётся лишь в фиксированную ставку зарплаты для врача, работающего для этих целей.

Но, рассмотрим средние цены на оказание услуги специализированными учреждениями по договору с предприятием. За пример берём обычное муниципальное медицинское учреждение.

Сколько водителей будут проходить осмотры за один день Месячная стоимость (в рублях)
От 1 до 2 4 — 5 тыс.
От 3 до 4 7 — 8 тыс.
От 5 до 7 10 — 12 тыс.
От 8 до 15 12 — 15 тыс.
От 16 до 30 15 — 18 тыс.
От 31 до 50 18 — 20 тыс.
Более 50 От 20 тыс.

Послерейсовые осмотры водителей

Согласно действующим нормативным актам Минздрава, существует два вида медицинских осмотров для водителей:

  • предрейсовый;
  • послерейсовый.

Если предрейсовый обязательный для каждого водителя и руководства предприятия, то послерейсовый таким не является. Он проводится на усмотрение администрации предприятия. Но для некоторых категорий лиц послерейсовый осмотр проходить необходимо в обязательном порядке. Это касается только тех работников, которые выполняют наиболее ответственную работу – перевозку больших грузов и пассажиров.

Цель проведения – анализ состояния водителя после рабочего дня с целью предупредить и предотвратить развитие заболеваний, которые смогут помешать управлять ТС в дальнейшем. Также во время послерейсовых осмотров выявляют болезни, которые проявляются во время вождения автомобиля (например, вызванные стрессовыми факторами).

Сам порядок прохождения таких осмотров нормативно не предусмотрен, но желательно использовать тот порядок, который установлен для предрейсовых медицинских осмотров.

Периодические осмотры

Также законодательством отдельно предусмотрен ещё один вид освидетельствования для водителей – периодический медицинский осмотр. По своей сути – это целое исследование, во время которого наиболее глубоко анализируются показатели здоровья шофёра.

Во время медосмотра водитель должен пройти такой перечень обязательных врачей:

  • терапевт;
  • невролог;
  • психиатр/нарколог;
  • кардиолог;
  • офтальмолог (окулист).

Также необходимо сдать некоторые анализы и пройти исследования. Если у одного из врачей будут сомнения по поводу состояния здоровья лица, то он может назначать дополнительные осмотры у других врачей узкой специальности, а также дополнительные анализы.

После прохождения всей процедуры выдаётся медицинское заключение (в двух экземплярах) о пригодности лица к управлению транспортом.

Ответственность за нарушение правил проведения предрейсовых осмотров

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП) устанавливает ответственность за нарушение правил прохождения медицинского осмотра водителями. Это предусмотрено в статье 11.32, а как санкция установлен штраф. Его размер:

  • для физических лиц, управляющих транспортным средством – от 1 до 1,5 тыс. рублей;
  • для должностных лиц (руководителей автотранспортных предприятий) – от 2 до 3 тыс. рублей;
  • для юридических лиц (сами предприятия) – от 30 до 50 тысяч.

Заключение

На основании всего вышесказанного подведём следующие итоги:

  • предрейсовый осмотр – обязательная процедура для каждого водителя коммерческого транспорта, а особенно для тех, кто находится в группе риска;
  • работодатель обязан организовать такие осмотры на предприятии или в других учреждениях здравоохранения, заключая договор как заказчик;
  • административную ответственность за несоблюдение нормы будет нести как водитель, так и работодатель;
  • в случае ДТП с водителем, который не проходил предрейсовый осмотр, администрации предприятия может грозить уголовная ответственность;
  • между собой следует различать такие осмотры, как предрейсовый, послерейсовый и периодический.
Ссылка на основную публикацию
Транспондер для платных дорог разновидности устройств, принцип работы, инструкция по эксплуатации
Инструкция по установке и эксплуатации транспондера «T-pass» Каждый водитель, решивший использовать транспондер «T-pass», должен знать правила его установки – ведь...
Тормозная система КамАЗ — Устройство и принцип работы
Инструкция по эксплуатации камаз 43118 КамАЗ-43118: многофункциональный универсальный грузовик Инициатива создания КамАЗ-43118 принадлежала министерству обороны России. Военные нуждались в надежном...
Тормозную жидкость необходимо проверять не реже одного раза в год, в том числе с помощью тестера тор
Как понять, что тормозную жидкость пора менять Тест карманного анализатора - – автомобильный журнал Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают...
Транспондер ЗСД – где купить, как проверить и пополнить баланс
Транспондеры какой выгоднее Транспондеры: какой выгоднее? Что такое транспондер? Транспондер — небольшое электронное устройство, позволяющее проезжать пункты оплаты проезда без...
Adblock detector