Устройство и принцип работы АКПП автомобиля

Устройство и принцип действия АКПП

Главная страница » Устройство и принцип действия АКПП

Благодаря конструктивной особенности автоматическая коробка передач обеспечивает с помощью автоматики выбор необходимой для движения автомобиля передачи, без участия в этом процессе водителя. При этом, в отличие от механической коробки передач, правая рука водителя освобождается от движений по переключению передач и отпадает необходимость оборудовать автомобиль педалью сцепления, что также исключает из процесса управления транспортным средством движения ноги водителя по выжиманию сцепления.

Для начала движения автомобиля, оборудованного АКПП, водителю достаточно перевести рычаг коробки в нужное положение и далее остается только регулировать скорость педалями газа и тормоза. Управлять транспортным средством, оснащенным автоматической коробкой значительно проще, что дает большую возможность водителю сосредоточится на дорожной обстановке.

Независимо от вида, любая трансмиссия — будь то механическая либо автоматическая, выполняет одинаковые функции в автомобиле – эффективное использование крутящего момента двигателя, но различными способами исходя из своих особенностей конструкций.

Устройство АКПП

Функционирование автоматической коробки передач основывается на работе её планетарных механизмов и гидромеханического привода. В небольшом диапазоне оборотов двигателя коробка-автомат дает возможность автомобилю двигаться в большом диапазоне скоростей. К основным элементам устройства АКПП относят следующие механизмы:

  • гидротрансформатор;
  • планетарный редуктор;
  • пакеты фрикционов;
  • тормозная лента;
  • устройство управления.

Основные узлы и принцип действия АКПП

В основу принципа действия АКПП положено свойство жидкости при вращении передавать энергию. Это свойство позволило создать устройство (гидромуфта, гидротрансформатор), в котором отсутствует жесткая связь между входным и выходным валами, а механическая энергия между этими валами передается с помощью потока рабочей жидкости.

Гидротрансформатор в АКПП выполняет функцию автоматического переноса крутящего момента от силового агрегата на основные узлы коробки передач, что соответствует функции узла сцепления в механической коробке передач. После достижения определенных оборотов двигателем, используя давление рабочей жидкости на узлы гидротрансформатора — насосное колесо, которое жестко соединено с коленвалом силового агрегата и турбинное колесо, взаимосвязанное с основным валом коробки передач, происходит передача крутящего момента. Во время уменьшения оборотов силового агрегата падает давление жидкости на турбинное колесо, и оно останавливается. Соответственно сцепление двигателя с коробкой прерывается.

В связи с тем, что гидротрансформатор ограничен в возможности передачи механической энергии в широких диапазонах, он соединяется с планетарными многоступенчатыми передачами, обеспечивающими переключение скоростей и реверсивное вращение.

По своему устройству планетарный редуктор представляет собой шестерни, вращающиеся вокруг центральной – «солнечной» шестерни. Он функционирует посредством блокирования и разделения определенных элементов планетарного ряда. Для трехскоростной АКПП используется два планетарных механизма, а в четырехскоростной — три.

Пакеты фрикционов или система фрикционов представляют собой механизмы, которые блокируют подвижные элементы планетарного редуктора между собой. По своему устройству это набор из нескольких подвижных и неподвижных колец, которые под воздействием гидравлического толкателя застопориваются, что обеспечивает переключение соответствующей передачи.

В переключении передач принимает участие и тормозная лента, которая временно блокирует нужные элементы планетарного редуктора. Принципом ее работы является эффект самозажатия, используемый для блокирования этих элементов. Имея относительно небольшой размер, тормозная лента смягчает удары механизмов в момент их работы.

Устройство управления предназначено для регулирования функционирования тормозной ленты и работы фрикционов. Оно состоит из блока клапанов, имеющего золотники, пружины, систему каналов и другие элементы. Устройство управления выполняет функцию переключения передач, основываясь на конкретных условиях движения транспортного средства — при его ускорении задействует повышенную передачу, а при торможении — пониженную.

Режимы работы АКПП

Автоматическая трансмиссия может работать в нескольких стандартных режимах. Все они обозначаются выработанными еще в прошлом столетии символами на латинском языке: P, D, N, R.

Парковочный режим «P» или parking – обеспечивает выключение всех передач. При этом ведущие колеса заблокированы механизмами коробки передач, и она отключена от двигателя. В этом режиме осуществляют запуск двигателя.

Видео о прогреве коробки «автомат»:

Режим движения «D» или drive – обеспечивает автоматическое переключение передач при движении автомобиля вперед.

Режим «N» или нейтральная передача – обеспечивает расцепление ведущих колес автомобиля от коробки передач. Этот режим используют во время коротких остановок или при необходимости буксировки автомобиля.

Режим реверсного движения «R» — обеспечивает движение автомобиля задним ходом.

Управление водителем автоматической коробкой должно выполняться в установленной последовательности: 1. Паркинг; 2. Реверс; 3. Нейтраль; 4. Движение.

В современных АКПП для комфортной езды предусмотрены дополнительные режимы работы.

Режим пониженной передачи «L» — используется во время медленного движения в сложной дорожной обстановке. В этом режиме коробка передач работает только на выбранной передаче, независимо от изменения оборотов силового агрегата.

Режимы «2» и «3» — используются при буксировке груза транспортным средством или же в соответствующих условиях. Цифры обозначают число фиксированной передачи, на которой происходит движение автомобиля.

Режим овердрайв «O/D» или «Overdrive» — используется для частого автоматического задействования повышающей передачи. Такой режим обеспечивает более экономичное и равномерное движение автомобиля, в основном на шоссейных дорогах.

Режим городского движения «D3» — ограничивает автоматическое переключение коробки до третей передачи.

Режим уравновешенного движения «Norm» — позволяет коробке переходить на повышенные передачи при достижении средних значений вращения коленчатого вала двигателя.

Режим зимнего движения «S» или «Snow» (также может обозначаться символом «W» или «Winter») – позволяет автомобилю начинать движение со второй передачи, тем самым предотвращая пробуксовывание ведущих колес. Также во время движения работа АКПП выполняется более мягко с использованием низких оборотов двигателя.

Замена масла в АКПП своими руками на видео:

Автоматическая коробка автомат (АКПП) — устройство, работа, плюсы и минусы

Споры на тему «автомат или механика» по накалу страстей не уступают знаменитой дилемме «на квасе или на кефире». Доводов за и против – множество, и каждый из них несет в себе рациональное зерно. Тип коробки передач настолько важен, что может стать решающим аргументом при покупке автомобиля или отказе от нее.

Чтобы принять взвешенное решение, какой тип коробки передач выбрать, нужно разобраться в их устройстве и принципе работы. И понять, почему АКП (она же автоматическая коробка передач, АКПП, коробка автомат) так долго пользуется спросом, можно только после серьезного изучения ее конструкции, принципа работы, а также сильных и слабых сторон.

  1. Что такое классическая коробка автомат?
  2. Устройство АКПП
  3. Принцип работы коробки автомат
  4. Преимущества и недостатки АКПП
  5. Как ездить на коробке автомат, обозначение букв
  6. Вывод

Что такое классическая коробка автомат?

Существует несколько разновидностей автоматической коробки передач, которые стали закономерным следствием ее эволюции:

  1. Классическая, с гидротрансформатором;
  2. роботизированная, с одним или двумя сцеплениями;
  3. Бесступенчатый вариатор (CVT).

Классическая коробка автомат в разрезе

Классическая коробка-автомат – это тип трансмиссии, который во время движения устанавливает нужное передаточное число в зависимости от скорости, режима езды и других условий. В отличие от других видов автоматических коробок, в классической АКПП обязательно присутствует гидротрансформатор, с помощью которого крутящий момент от коленвала двигателя передается дальше, на первичный вал редуктора. Гидротрансформатор выполняет ту же роль, что сцепление в МКПП, увеличивает крутящий момент, но при этом работает без вмешательства водителя.

Читайте также:  Прицеп для перевозки мотоцикла; Всё о прицепах и фаркопах

Устройство АКПП

Условно всю коробку автомат можно поделить на три основных блока:

  1. Гидротрансформатор – принимает крутящий момент от двигателя и передает его дальше на редуктор;
  2. Планетарный редуктор с пакетами фрикционов и тормозными устройствами – фактически регулирует передаточное число, реагируя на изменение скорости и режимы движения;
  3. Блок управления – включает ЭБУ (электронный блок управления) и гидроблок, который непосредственно обеспечивает нагрузку на фрикционные муфты.

Основным рабочим телом в АКПП является жидкость – специальное масло для коробки-автомата, оно же жидкость ATF. Именно это масло передает усилие между элементами трансмиссии. К жидкости ATF предъявляются достаточно строгие требования, в том числе по интервалам проверки уровня и замены.

Теперь рассмотрим устройство АКП подробней

Устройство АКПП

  1. Гидротрансформатор состоит из заполненного жидкостью корпуса, в котором расположены три лопастных колеса: насосное, соединенное с коленвалом, турбинное, соединенное с ведущим валом планетарного редуктора, и реактивное, которое регулирует поток жидкости между ними.
  2. Планетарный редуктор – главное устройство передачи усилия от гидротрансформатора на колёса автомобиля. По сути, это классическая планетарная передача: солнечная шестерня, сателлиты, объединенные в один узел водилом, коронная шестерня. Этот блок называется еще планетарным рядом, и таких планетарных рядов в коробке обычно столько, сколько скоростей она предусматривает. Переключение передач происходит за счет блокировки или подключения определенных шестерен, в результате чего остальные меняют направление и скорость движения.
  3. Ленточный тормоз, пакеты фрикционов и поршни, обгонная муфта – эти элементы нужны для управления планетарным редуктором, то есть блокировки или подключения нужных шестерен для переключения передач.
  4. Гидроблок – распределитель потока жидкости АТФ. Клапаны создают давление, чтобы подать жидкость на нужную муфту, а значит, включить определенную передачу.
  5. Блок управления – электронный «мозг», управляющий клапанами гидроблока. Информацию о скорости и режиме движения он получает от автомобильных датчиков.
  6. Дополнительные устройства, которые не относятся к процессу переключения передач, но нужны для функционирования коробки: масляный насос АКПП, радиатор охлаждения трансмиссионной жидкости, фильтры.

Принцип работы коробки автомат

Понять, как работает классическая АКПП, не слишком сложно. Основное, что обычно вызывает вопросы, это схема работы планетарных рядов и передачи вращения через них.

На видео ниже просто и подробно описывается работа автоматической коробки в 3Д-формате, что поможет Вам наглядно изучить принцип работы.

  1. При старте двигателя начинает вращаться насосное колесо гидротрансформатора. Поток жидкости от его лопастей приводит в движение турбинное колесо. Реакторное (реактивное) колесо, стоящее между ними, перенаправляет обратный поток жидкости, чтобы ускорить вращение насоса и таким образом – усилить крутящий момент, что особенно важно на этапе разгона. Пропорция передачи крутящего момента может составлять от 1:2,5 до 1:3. Как только турбина и насос начинают двигаться с одинаковой скоростью, система переходит в режим гидромуфты, то есть передает крутящий момент от двигателя на коробку в соотношении 1:1.
  2. От первичного вала через промежуточный вал подключаются планетарные ряды. Входящее вращение поступает на солнечную и коронную шестерни, и с помощью регулирования скорости их вращения регулируется и скорость выходящего вращения от водила с сателлитами. Планетарные ряды подключены таким образом, что водило с выходным валом предыдущего ряда подключен к коронной шестерне следующего. Управление передаточным отношением осуществляется через подключение следующего планетарного ряда.
  3. Пакеты фрикционов предназначены для подключения нужного планетарного ряда. Пока они не задействованы, ведомые и ведущие диски свободно вращаются, не сцепляясь. При подаче жидкости на поршень пакета фрикционов, он зажимает ведомые и ведущие диски, в результате чего все они начинают вращаться как единое целое и передавать крутящий момент.
  4. Ленточные тормоза – устройство для временной блокировки нужных элементов планетарного ряда. Тормозная лента приводится в движение поршнем сервопривода, на который действует давление жидкости.
  5. Поршни фрикционов и ленточные тормоза приводит в движение гидроблок. Он распределяет поток и давление жидкости с помощью золотниковых клапанов и каналов, каждый из которых подходит к определенному механическому узлу АКПП. Управление клапанами осуществляет ЭБУ АКПП, на который поступает сигнал от датчиков и рычага переключения передач.

И так, если Вы все-таки еще испытываете трудности в понимании как работает АКПП, тогда можете еще посмотреть видео ниже с 2Д-визуализацией принципа работы коробки автомат.

Преимущества и недостатки АКПП

Одно то, что классическая коробка автомат до сих пор ставится на новые модели автомобилей, говорит о ее хорошей репутации. Однако есть и множество противников, предпочитающих старую-добрую «механику» и ругающих малый ресурс коробки автомата и дорогой ремонт. Истина, как всегда, где-то посредине.

Преимуществ у АКПП много:

  1. Удобство. Нет корзины сцепления, дополнительной педали;
  2. Гидротрансформатор отлично справляется с функцией сцепления, в том числе демпфирует резкие колебания коленвала (в механической трансмиссии эту задачу выполняет двухмассовый маховик). Такая система щадит и двигатель, и саму коробку, и ходовую;
  3. Система сама выбирает оптимальное передаточное число, и не нужно беспокоиться, как ездить и на какой передаче;
  4. Надежность механизма. Несмотря на свою сложность, коробка-автомат достаточно надежна, если, конечно, ее правильно эксплуатировать.

Есть и недостатки, из-за которых многие автолюбители предпочитают не связываться с АКП:

  1. Необходимость регулярно проводить техническое обслуживание. Замена жидкости и фильтров должна делаться строго через определенные интервалы, а контролировать уровень и состояние жидкости в коробке нужно не менее тщательно, чем уровень масла в двигателе;
  2. Стоимость ремонта. Из-за достаточно сложной конструкции, а еще и значительного веса, ремонт коробки практически нереально провести самостоятельно. Нужно специальное оборудование, в том числе для диагностики;
  3. Плохая «защита от дурака». Повредить коробку-автомат намного проще, чем механическую, особенно любителям резко рвать со светофора;
  4. Более высокий расход топлива, чем на «механике»;
  5. При серьезной неисправности автомобиля с АКПП придется вызывать эвакуатор: эта коробка не любит перемещения «на галстуке» — опять дополнительные расходы.

Нужно отметить, что стойкое мнение о ненадежности «автоматов» имеет под собой определенную почву: некоторые их модификации действительно оказывались неудачными. Однако есть и сверхнадежные модели от надежных производителей, способные отходить не одну сотню тысяч километров.

Как ездить на коробке автомат, обозначение букв

Вождение автомобиля с АКПП требует соблюдения определенных правил и ограничений, чтобы раньше времени не отправить в ремонт свою коробку передач. А еще нужно запомнить обозначения букв на рычаге переключения передач, чтобы не задумываться, что же сейчас включать.

Расшифровка букв

Схема и расшифровка обозначений букв и значков на селекторе коробки автомата

P – паркинг. При включении блокируются ведущие колёса и вал коробки передач. Включается во время длительной остановки;
N – нейтраль. Применяется, если автомобиль нужно буксировать. Не блокирует вал и колёса;
D – драйв. Стандартный режим движения, передачи переключаются автоматически;
L (D2) – пониженная передача. Включается при сложных дорожных условиях и низкой скорости;
D3 – пониженная передача. Используется для езды под горку или в горку, без особого экстрима, не дает блокировать гидротрансформатор;
R – реверс (задний ход). Можно включать только после остановки с нажатой педалью тормоза;
O/D – овердрайв. Включение четвертой передачи при высокой скорости движения;
PWR – power. Спортивный режим;
Normal – для «семейного» режима езды, неторопливо и с максимальной экономией топлива;
Manual – перевод коробки в режим ручного переключения передач.

А что на счет правил езды на АКПП?

Правила, как пользоваться коробкой автомат, не сложные, однако про них нередко забывают. На видео, ниже, подробно рассказывается что можно делать и чего делать нельзя.

Читайте также:  Какое масло заливать в АКПП (автоматическую коробку передач)

И так, подытожим:

  1. Трогаться с места только после того, как включится передача;
  2. Избегать длительной пробуксовки колес, особенно быстрого их вращения. Именно поэтому поклонники внедорожных «покатушек» не любят АКПП;
  3. Не буксировать другой автомобиль, особенно тяжелый, и не возить свою машину на буксире (в крайнем случае, недалеко и медленно);
  4. Включать задний ход можно только после остановки;
  5. Режим «паркинг» только для длительной стоянки, не для коротких остановок, и тем более нельзя включать его во время движения;
  6. Зимой коробка нуждается в прогреве, лучше не трогаться с места сразу

Вывод

Какой вывод можно сделать? Инженеры создали АКПП достаточно сложной, чтобы максимально упростить ее эксплуатацию. В итоге удобство и функциональность современной коробки автомата перекрывают любые сомнения в ее надежности. Именно за эти качества водители ценят возможность пользоваться автоматической трансмиссией и не создавать себе лишних проблем в жизни. Да, коробка автомат может выйти из строя, как и вообще любой узел автомобиля, но при правильной эксплуатации она способна служить очень долго.

Что это такое автоматическая коробка передач (АКПП) и принцип её работы

Двигатели внутреннего сгорания не способны обеспечить движение автомобиля в разных режимах без специальных устройств, изменяющих частоту вращения коленчатого вала. На части транспортных средств для этого используются автоматические коробки передач. Применение АКП позволяет сократить количество органов управления движением автомобиля и упростить его вождение.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

Исторически сложилось так, что термин автоматическая коробка переключения (перемены) передач прочно закрепился только за одним видом устройств. Речь идет о получившем повсеместное распространение планетарном механизме с гидротрансформатором. Такое устройство можно назвать классическим.

p, blockquote 3,0,0,0,0 —>

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

В последнее время появилось довольно большое количество автомобилей с автоматизированным, а, точнее, роботизированным управлением механическими коробками передач. Общее устройство АКПП и принцип ее действия существенно отличается от указанных устройств.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

С чисто технической точки зрения автоматической можно считать любую коробку передач, управление которой не требует вмешательства со стороны водителя.

p, blockquote 6,0,0,0,0 —>

Исключение составляют лишь вариаторы, в которых изменение числа оборотов происходит бесступенчато (фиксированные передачи отсутствуют), а потому плавно и без малейших рывков. Поэтому вариаторы нельзя относить к коробкам передач.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Для того чтобы окончательно разобраться с терминологией следует отметить, что у инженеров АКПП принято называть только планетарную часть агрегата. Именно в данном механизме и происходит изменение передаточного соотношения частоты вращения входного вала. В совокупности с гидротрансформатором данный механизм образует автоматическую передачу.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

История создания

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

История появления коробки АКПП в ее классическом виде начинается на заре автомобилестроения. Три основных ее элемента были созданы и использовались в разных конструкциях автомобилей и лишь с появлением микропроцессоров были объединены в одном устройстве.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Первые двухступенчатые планетарные коробки использовались еще в двадцатые годы прошлого века на легендарных Ford T. Второй элемент – сервоприводы в системе управления работой коробки появились спустя десятилетие. Впервые полуавтоматические коробки стали применяться на автомобилях, выпущенных компаниями General Motors и Reo.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

По-настоящему работоспособный автомат АКПП удалось сделать только с появлением гидромуфты, а позже и гидротрансформатора. Они использовались на легковых машинах американской компании Chrysler.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

Объединение всех трех элементов и позволило инженерам решить все проблемы, связанные с автоматической передачей крутящего момента от двигателя на колеса транспортного средства.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —> adsp-pro-1 —>

Таким образом, технический прогресс и привел к появлению первых серийных автомобилей Buick, оснащенных двухступенчатой автоматической коробкой передач Dynaflow. Это уже был значительный шаг вперед, позволивший компенсировать значительные потери мощности на более ранних устройствах.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

В последствии количество ступеней только возрастало, например, на Land Rover Evoque был установлен 9-диапазонный автомат.

p, blockquote 15,0,1,0,0 —>

АКПП — что это такое

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

Классическая автоматическая передача представляет собой довольно сложный комплекс из двух устройств. Ответить на вопрос: «Что это такое АКПП?» возможно только разобравшись в ее конструкции.

p, blockquote 17,0,0,0,0 —>

Автоматическая передача состоит из трех основных частей:

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

  • Гидротрансформатора, который принимает крутящий момент от силового агрегата и передает его на следующий непосредственно за ним механизм.
  • Собственно коробки перемены передач планетарного типа — данное устройство преобразует усилие и осуществляет привод колес через главный редуктор.
  • Устройства управления, состоящего из некоторого количества золотников, регулирующего потоки масла к исполнительным механизмам.

По аналогии с механической трансмиссией гидротрансформатор АКПП играет роль сцепления — он установлен между двигателем и планетарным механизмом. Его устройство значительно более сложное и допускает проскальзывание передачи во время начала движения и торможения. На большинстве современных АКПП гидротрансформатор блокируется при высоких оборотах двигателя.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Видео компании Тойота поясняет принцип работы гидротрансформатора и других элементов АКПП:

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Планетарная коробка соответствует по назначению своему механическому аналогу. Разница состоит в том, что в автомате переключения производятся сервоприводами, а на механике – вручную.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Фактически управление работой АКПП осуществляется при помощи двух педалей: акселератора и тормоза. При этом нажатие на «газ» не приводит к увеличению частоты оборотов двигателя, а влияет непосредственно на скорость движения.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Устройство узлов и механизмов

Конструкции отдельных элементов могут различаться. Рассмотрим только один из наиболее часто встречающихся вариантов — гидротрансформатор. Он имеет в своем составе:

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

  • турбонасос;
  • турбину;
  • статор.

Корпус данного устройства жестко устанавливается на маховике, чем по аналогии оно сходно с корзиной механического сцепления.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Статоры бывают двух видов: неподвижные по отношению к блоку двигателя или стопорящиеся при помощи ленточного тормоза. Такая конструкция позволяет обеспечивать оптимальное использование крутящего момента, особенно на малых оборотах. Корпус гидротрансформатора заполнен вязким маслом.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Планетарная коробка или редуктор представляет собой целый набор механизмов в ее состав входят:

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

  • эпицикл — большая шестерня с обращенными внутрь зубьями;
  • малая солнечная шестерня;
  • водило с шестернями сателлитами.

Видео — принцип работы планетарного ряда автоматической коробки передач:

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Один из вышеперечисленных узлов зафиксирован неподвижно по отношению к картеру коробки. Сателлиты находятся одновременно в зацеплении, как эпицикла, так и малой солнечной шестерни. Помимо названных узлов в состав коробки входят фрикционные муфты, которые, в свою очередь, состоят из двух элементов: хаба – ступицы и барабана.

p, blockquote 30,1,0,0,0 —>

Между ними находится комплект из чередующихся стальных и пластиковых фрикционных дисков и кольцеобразного поршня, управляющего их работой. В планетарной КП имеется также обгонная муфта, ее конструкция может быть разной. Она устроена таким образом, что способна вращаться достаточно свободно в одну сторону и заклинивает при изменении направления.

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

Устройство АКПП, помимо названных выше узлов, имеет еще и механизм управления, принцип работы которого зависит от типа исполнительных механизмов.

p, blockquote 32,0,0,0,0 —>

В современных АКП золотники гидроприводов перемещаются под воздействием соленоидов, напряжение на которые поддается от электронного блока управления. В классическом варианте управление осуществляется с учетом положения педали акселератора и регулятора давления масла центробежного типа установленного на выходном валу коробки.

Читайте также:  Робот Тойота ремонт и обслуживание MMT, Freetronic в Минске

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

Водитель выбирает режим работы АКП при помощи селектора, в большинстве современных автомобилей он устанавливается на центральной консоли. Управление может быть продублировано кнопками на рулевом колесе.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —>

В настоящее время принят единый стандарт обозначения режимов работы АКП, позволяющий водителю не переучиваться при смене автомобилей разных производителей.

Принцип работы автоматической коробки передач (АКПП)

p, blockquote 36,0,0,0,0 —>

Существует несколько типов автоматических коробок перемены передач, работа каждой из них имеет ряд особенностей.

p, blockquote 37,0,0,0,0 —>

В общем виде принцип действия современной АКПП заключается в передаче крутящего момента от коленчатого вала двигателя на механизмы трансмиссии. При этом происходит изменение передаточного соотношения в зависимости от положения селектора и акселератора и условий движения автомобиля.

p, blockquote 38,0,0,0,0 —>

Рассмотрим принцип работы АКПП подробнее:

p, blockquote 39,0,0,0,0 —>

  • Двигатель раскручивает маховик, на котором жестко закреплена ведущая турбина. Она вызывает вихреобразное движение эксплуатационной жидкости в картере, что за счет вязкости и трения приводит в действие ведомую турбину. Отсутствие жесткой механической связи обеспечивает возможность вращения их с разной частотой. При больших оборотах гидротрансформатор блокируется для снижения потерь энергии.
  • Усилие передается на первичный вал АКП, где через систему шестеренок происходит изменение передаточного числа. Фрикционные муфты позволяют задействовать нужные секции для обеспечения оптимального режима работы двигателя. Для снижения ударных нагрузок и рывков в машине применяются обгонные муфты, которые имеют свойство проскальзывать на обратном ходе.
  • Управление работой фрикционов осуществляется при помощи гидравлической системы, состоящей из кольцевого исполнительного цилиндра. Гидропривод сжимает определенный пакет из фрикционов, которые приводят в действие соединенную с ними секцию из шестеренок.
  • Давление масла в системе обеспечивает специальным гидронасосом. Управление гидроприводами осуществляется при помощи золотников, перемещение которых в современных коробках обеспечивается соленоидами. В классической АКП они имеют гидравлический привод. В таком варианте управлении осуществляется непосредственно акселератором и центробежным регулятором давления.

Переключение передач в современных АКПП осуществляется при помощи селектора или кнопок, смонтированных на спице рулевого колеса. Водитель выбирает режим работы коробки, в электронном блоке управления активируется соответствующая программа. Соленоиды открывают нужные клапаны, и происходит передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии автомобиля. По мере необходимости подключаются ступени с оптимальным передаточным числом.

p, blockquote 40,0,0,0,0 —>

Видео — устройство и работа автоматической коробки передач:

p, blockquote 41,0,0,0,0 —>

p, blockquote 42,0,0,0,0 —>

Одной из важнейших технических характеристик АКПП является время переключения передачи. Для автомобилей разных классов этот параметр имеет свои значения, при этом разница между ними может быть значительной.

p, blockquote 43,0,0,0,0 —>

Так для большинства массовых автомобилей время срабатывания находится в диапазоне от 130 до 150 мс. Суперкары могут похвастаться втрое меньшим показателем порядка 50 – 60 мс, у болидов он еще меньше – 25 мс.

p, blockquote 44,0,0,0,0 —>

Режимы

В настоящее время предусмотрен следующие стандартные режимы работы АКПП:

p, blockquote 45,0,0,1,0 —>

  • P (parking) — режим парковки, силовой агрегат и трансмиссия разобщены, селектор заблокирован. Стояночный тормоз используется также как и на машинах с механической коробкой.
  • R (reverse) — режим заднего хода, селектор невозможно перевести в данное положение при движении автомобиля вперед.
  • N (Neutral) — на советских автомобилях обозначалась русской буквой «Н», режим предназначен для остановок на срок не более пяти минут или для буксировки на сравнительно небольшие расстояния.
  • D (Drive) — на отечественных машинах «Д» движение вперед, при этом в действие поочередно приводятся все ступени, за исключением повышающей секции.
  • L (Low) – принудительная понижающая передача предназначена для обеспечения движения автомобиля в тяжелых дорожных условиях и в пробках малым ходом.

p, blockquote 46,0,0,0,0 —>

Помимо вышеперечисленных существуют и дополнительные режимы АКПП:

p, blockquote 47,0,0,0,0 —>

  • O/D (overdrive) режим, в котором возможно включение ступени с передаточным числом менее единицы, предназначен для движения по шоссе с постоянной скоростью.
  • D3 либо O/D OFF предполагает задействование только пониженных передач без овердрайва позволяет избегать частых блокировок гидротрансформатора АКПП.
  • S (иная версия цифра 2) зимний режим для движения в тяжелых дорожных условиях на 1 и 2 передаче или на второй.
  • L (другой вариант цифра 1) другой диапазон, когда используется исключительно первая ступень для перемещения на стоянках, въезде в гараж и выезде из него.

Автоматическая коробка не во всех режимах поддерживает торможение двигателем, что нужно учитывать при эксплуатации автомобиля. Использование обгонной муфты позволяет движение автомобиля накатом.

p, blockquote 48,0,0,0,0 —> adsp-pro-2 —>

В большинстве машин торможение двигателем возможно только при включении пониженного диапазона из положения P, переход во время движении невозможен.

p, blockquote 49,0,0,0,0 —>

Кнопочные системы управления расположенные на спице руля обычно вводят еще ряд дополнительных режимов АКП:

p, blockquote 50,0,0,0,0 —>

  • Power либо Sport обеспечивает лучшую динамику разгона автомобиля, с появление электронных контролеров может включаться резким нажатием на акселератор.
  • Snow либо Winter для избегания проскальзывания колес начало движения осуществляется со второй или даже третьей передач.
  • Shift lock или Shift lock release позволяет разблокировать селектор при выключенном силовом агрегате.

Спортивный режим, включаемый автоматически, еще называют Kickdown, в большинстве моделей его использование возможно только на овердрайве. Для исключения ошибок водителя при переключениях селектора его рычаг блокируется разными способами. Это может быть и специальная кнопка на рычаге и необходимость его утопления вниз для перевода из одного положения в другое.

p, blockquote 51,0,0,0,0 —>

В случае поломки механизмов трансмиссии или возникновения опасности для них АКПП переходит в аварийный режим, возникает вопрос — что это такое? На деле водитель при возникновении такой неисправности имеет возможность добраться до гаража или автосервиса своим ходом.

p, blockquote 52,0,0,0,0 —>

Плюсы и минусы

p, blockquote 53,0,0,0,0 —>

Как и всякое сложное устройство, АКП имеет ряд достоинств и недостатков. Каковы же плюсы и минусы у автоматической коробки передач?

p, blockquote 54,0,0,0,0 —>

Начнем с преимуществ:

p, blockquote 55,0,0,0,0 —>

  • Водитель не отвлекается на манипуляции с механической коробкой передач, выбор режима может осуществляться в начале поездки. Это, безусловно, повышает безопасность движения.
  • Наличие гидротрансформатора обеспечивает более комфортные условия езды без рывков. Это положительно отражается на состоянии элементов трансмиссии и деталях двигателя.
  • Высокая надежность современных коробок и отсутствие необходимости в сервисном обслуживании весь период службы.

К числу недостатков таких коробок можно отнести более низкий КПД, что приводит к повышению расхода топлива. Сложность конструкции определяет ее более высокую стоимость, что сказывается на цене транспортного средства.

p, blockquote 56,0,0,0,0 —>

В целом достоинства автоматической коробки очевидны и перевешивают ее отрицательные стороны.

p, blockquote 57,0,0,0,0 —>

Автомобильная промышленность выпускает множество марок АКПП, каждая из которых имеет свои особенности. Наибольшее распространение такие устройства получили в США и Канаде, а в Европе, напротив, большинство водителей предпочитает механику. В нашей стране с появлением значительного импорта автомобилей из-за рубежа доля АКПП в общем парке постепенно увеличивается.

p, blockquote 58,0,0,0,0 —>

Советуем прочитать как и где можно осуществить подбор масла по марке автомобиля Motul и других производителей.

Подбор аккумулятора для автомобиля (подробнее) следует вести по нескольким параметрам.

Видео, поясняющее устройство АКПП:

p, blockquote 60,0,0,0,0 —> p, blockquote 61,0,0,0,1 —>

Ссылка на основную публикацию
Установка стеклоподъемников Весты, заедает кнопка ��
Стеклоподъемник медленно поднимает стекло — что делать Есть решение! ВАЗ РЕМОНТ Всем привет! Дорогие друзья, все вы в курсе того,...
Установка ксенона своими руками видео на пассат б6 -p1ai
Как самостоятельно адаптировать DSG-7 на Volkswagen Passat CC – Akpp Wiki На страницах нашего портала мы уже успели рассказать про...
Установка ксеноновых ламп и линз на ВАЗ 2107
Как установить ксенон на ВАЗ 2107 - Ремонт ваз своими руками При поездках ночью, очень плохое освещение дорожного полотна и...
Установка Топливный бак на Газель Некст; SVS
Бак Газель Фирма ПАРКМОТОРС реализует со склада в Москве топливный бак Газель . Бензобак Газель производится традиционно на ОАО ГАЗ,...
Adblock detector